Социально-экономическое развитие России в 17 веке.
Пути развития государства после Смуты определялись задачами восстановления страны. Восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия.
Территория России в XVII в. по сравнению с XVI столетием расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Территория страны делилась на уезды, количество которых достигало 250. Уезды, в свою очередь, разбивались на волости и станы, центром которых было село. В ряде земель, особенно из числа тех, которые недавно были включены в состав России, сохранялась прежняя система административного устройства. По числу жителей Россия в границах XVII в. занимала четвертое место среди европейских государств. В XVII веке положение Московской Руси было во многих отношениях лучше, чем европейских государств. XVII век для Европы — это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 18 миллионов до 4 миллионов).
1. Экономическое развитие.
В XVII в. фундамент экономики страны, как и раньше, составляло сельское хозяйство, носившее натуральный характер. Рост сельскохозяйственного производства достигался за счет освоения новых земель, то есть экстенсивным путем. К середине XVII в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было что- в 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье наиболее развитой части страны.
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, плуг, борона, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур лен и коноплю. Урожайность составляла сам-3, на юге — сам-4. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель. Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.
Вместе с тем рост территории, различия природных условий порождали хозяйственную специализацию районов страны.
Именно со специализацией был связан такой важнейший процесс в экономике рассматриваемого периода, как развитие товарно-денежных отношений. Специализация наблюдалась не только в сельском хозяйстве, но и в ремесле. В XVII в. распространяется мелкотоварное производство, т. е. изготовление изделий не на заказ, а на рынок. Поморье специализировалось на создании деревянных изделий, Псков, Новгород, Смоленск изготавливали льняные ткани, на Севере развивалось солеварение и т. д.
Таким образом, возросла роль купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская ярмарка в районе Брянска, Ирбитская в Сибири, ярмарка в Архангельске и т.д., где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю.
Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились индийский и персидский торговые дворы.
Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. В 1667 г. был издан Новый Торговый устав, развивавший положения Торгового устава 1653 г. Новый Торговый устав повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.
В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.
На основе мелкотоварного производства формируются крупные предприятия, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике — мануфактуры. В отличие от Западной Европы, где становление мануфактурного производства происходило в частновладельческом секторе, по мере накопления капиталов у собственников, в России инициатором создания мануфактур выступило государство. В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в.
(Пушкарский двор. Монетный двор). В XVII в. металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия — в Ярославле и Казани, Хамовный (текстильный) двор в Москве.
Обычно первой частновладельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 г.
Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных» (от латинского слова «посессия» — владение).
2. Социальная развитие.
По мнению Вернадского для восстановления страны правительство нуждалось в очень большом количестве денег. Для этого пришлось восстановить старые налоги и ввести ряд новых.
Все сословия обязаны были служить государству и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.
Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий — потомков бывших Великих и удельных князей. Они занимали высшие должности в военном и гражданском управлении, но в течение XVII века их постепенно теснили выходцы из средних служилых слоев. Шло слияние бояр и дворян в один класс «государственных служилых людей». По своим социальным и этническим корням он отличался заметной пестротой: первоначально доступ к государственной службе был открыт всем свободным людям. По мере складывания государственной организации класс служилых приобретал все более замкнутый характер.
Способность дворян исполнять свои военные обязанности зависела от обеспеченности их поместий рабочей силой, от переходов крестьян от одних владельцев к другим. Кроме того, стихийная массовая миграция крестьян на новые земли (Украина, Дикая степь, Сибирь) приводила к сбоям в налоговой системе. Стабилизацию ситуации правительство видело в прикреплении крестьян к земле, то есть в закрепощении2. Прикрепление к земле не означало порабощения крестьян, они по-прежнему считались свободными людьми и могли жаловаться на притеснения помещиков в суд. Однако власть помещиков над крестьянами постепенно возрастала. Более благоприятным было положение государственных и дворцовых крестьян, которые не подчинялись помещикам.
Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.
Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем у частновладельческих. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.
Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.
Прикрепление к тяглу коснулось и других сословий, закреплялись на местах отдельные категории посадского населения. Дворяне в России были не более свободными, чем крестьяне и горожане; они были связаны обязательством пожизненной службы. За каждой общественной группой в общегосударственной структуре закреплялось определенное место. Применяя гибкую тактику, центральная власть сумела закрепить в структуре государства и казачество. Москва признала за казаками право на самоуправление, на владение землей, оказывала им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество, со своей стороны, обязывалось нести службу на рубежах Московского царства.
Влиятельным сословием в XVII веке было духовенство, державшее монополию в сфере просвещения, культуры, идеологии. Православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения приводило к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане — через налоги на содержание войска. Создается своеобразная система российского государственного крепостного права.
В царствование Алексея Михайловича были внесены изменения в судебную систему. Земским собором 1649 года был выработан новый свод законов, получивший название «Соборное уложение». Важнейшими направлениями «Уложения» были защита интересов дворян и горожан на фоне некоторого ограничения привилегий боярства и духовенства, а также протекционизм в пользу русских купцов и промышленников. Крестьяне законодательно были прикреплены к земле.
Таким образом, происходит процесс консолидации сословий, более четко очерчиваются их социальные рамки. Господствующая роль принадлежала боярам и дворянам. Независимо от формы собственности на землю они должны были нести военную службу. Наблюдается сближение социально- политического положения дворян и боярства. Разница между помеcтьем и вотчиной сводиться к минимуму. Дворянин, даже продав или заложив землю монастырю или "н"еслужилому человеку, мог дернуть ее обратно. Дворянам принадлежала большая часть крестьянских дворов (57% по переписи 1678 г.).
Положение стрельцов, пушкарей, казенных кузнецов (так называемых «служилых по прибору») становилось более тяжелым. Уменьшалось их жалование, многие из служилых переводились в разряд посадских людей и теряли прежние привилегии (например, право на покупку земли).
Количество посадских людей — горожан — росло. Значительная часть ремесленников работала на государство. Часть ремесленников обслуживали нужды землевладельцев (вотчинные ремесленники). Согласно Соборному уложению 1649 г. заниматься ремеслом и торговлей в городе могли только посадские люди. Они входили в общины и несли различные повинности, платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. «Лучшие» люди посада — купцы — руководили посадскими общинами, становились депутатами Земских соборов, ведали сбором налогов и пошлин.
Более замкнутым стало крестьянское сословие. Исчезли социальные слои холопов и «детей» монастырских. Правовое положение частновладельческих крестьян сближалось с положением государственных.черносошных, которые все чаще рассматривались как крепостные.
В итоге к середине 17 века разорение времен смуты было преодолено.
Ко второй половине 17 века экономическая ситуация изменилась. Государству нужны были деньги. Повышались налоги. Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги. подняв в 1646 г., цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. н. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.
По мнению современного историка Торопцева А.П., у государства не было другого выхода, как выпустить медную монету в обращение. Этим государство хотело скопить серебро для выплаты жалования воинам. Это отрицательно сказалось на экономике. Медные деньги купцы старались за товар не брать. В итоге произошло обесценивание денег. Кроме того, в Москве появились фальшивомонетчики. Это привело в целой серии недовольств и восстаний. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание.
Таким образом, к середине 17 века государству удалось преодолеть последствия смуты, но уже во второй половине 17 века повышение налогов, изнурительные войны, которые вела Россия истощили казну. На что государство приняло ряд мер, которые вызвали серию народных недовольств.