Местные органы власти и Управления, наместники

Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

  • Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)
  • Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.
  • Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

1. Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

2. Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

3. Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй :

Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

1.Краткая правда Ярослава Мудрого

2.Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

3.Сокращенная

«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

Общество в Киевской Руси делилось на свободных, полусвободных и зависимых.

Свободное население:знать, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники, смерды (свободные крестьяне).

Полусвободное население:закупы, рядовичи. Закупом назывался человек, который брал от землевладельца купу – участок земли, денежную ссуду, семена и обязан был вернуть или отработать с процентами. Рядович – это человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

Зависимое население:рабы, которые назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники; за долги; брак с рабом или рабыней; рожденные от рабыни. Были и изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса (например, вышедшие из общины общинники, отпущенные на волю холопы и т.д.)

Поскольку великий киевский князь раздавал за службу дружинникам землю, то постепенно дружинники превращаются в землевладельцев-бояр (феодалов). Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина.Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей (вервь – это одно или несколько небольших поселений). Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнещанин. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны иключники.

Развитие феодальных отношений сопровождалось классовой борьбой. Она выражалась в следующих формах:

  • Побеги зависимых людей от своих господ
  • Поджоги
  • Грабежи, разбой
  • Покушение на жизнь представителей вотчинной администрации и самих феодалов
  • Ересь. Под видом защиты языческой религии простой народ выступал против христианизации и церкви, которая сама была крупным феодалом.

Подавляя протест закабаляемых крестьян, князь опирался на дружину, администрацию, церковь и суд (законы).

Наши рекомендации