Особенности бюджетного механизма регулирования экономики Российской Федерации
Понятие бюджета и его роль для государственно и муниципального управления. Функции бюджетного механизма. Особенности бюджетного механизма РФ. Направления совершенствования бюджетного механизма РФ.
Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Для реализации бюджетной политики в стране образуется бюджетный механизм, который показывает определенную нацеленность бюджетных отношений.
Бюджетный механизм - комплекс способов, которые использует страна, с целью организации бюджетных отношений и предоставление нужных условий с целью финансового и социального развития.
К основным методам бюджетного механизма относятся:
бюджетное планирование и регулирование;
нормативы;
лимиты;
резервы;
управления бюджетными средствами.
Нормативы определяют конкретный уровень обеспеченности расходов.
Лимиты предполагают собою некоторое ограничение на затраты в интересах страны, субъектов хозяйствования и народонаселения.
Резервы призваны нейтрализовать действия неожиданных обстоятельств, которые могут появиться в перспективе.
К системам управления бюджетными средствами представляют собою государства в лице ее исправных и законодательных организаций, которые определяют способы распределения государственного дохода, формы валютных сбережений и направления применения бюджетных средств.
На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:
- федеральный бюджет;
- региональные бюджеты;
- местные бюджеты.
Бюджетной системы РФ подразделяется на три уровня и включает: на 1-м уровне - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; на 2-м уровне - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; на 3-м - местные бюджеты.
Поскольку 89 субъектов Федерации имеют разный государственно-правовой статус, то 2-й уровень Б.с. РФ представлен 5 различными видами региональных бюджетов; среди них: 21 бюджет республик в составе России, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов, 2 бюджета городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, 3-й уровень тоже представлен разными видами бюджетов.
В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, своей численностью выделяются районные, городские, сельские и поселковые бюджеты; но среди местных бюджетов могут быть и др. их виды, например, бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
Общая численность местных бюджетов сегодня составляет около 30 тыс. - по числу муниципальных образований, созданных на территории Российской Федерации.
На уровне местных бюджетов еще сохраняется иерархия между разными их видами, приводящая к тому, что у сельских и поселковых бюджетов в значит, числе субъектов РФ пока что складываются взаимоотношения с районными бюджетами (т.е. тоже с местными), а не с бюджетами субъектов РФ.
Между тем в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) прямо зафиксировано положение, что «подчиненность одного муниципального образования другому не допускается», а следовательно, бюджеты всех муниципальных образований должны иметь равный правовой статус.
Одноуровневая модель местного самоуправления обусловливает два возможных пути дальнейшей реорганизации бюджетных взаимосвязей: либо довести государственный уровень управления до районов, восстановив отношения органов районной власти с сельскими и поселковыми органами местного самоуправления; либо сделать самостоятельными муниципальными образованиями непосредственно районы, а села, поселки и т.п. поселения преобразовать в структурные подразделения района с финансированием их расходов по сметам населенных пунктов.
При реализации первого пути в Бюджетном кодексе РФ должна быть установлена возможность формирования в субъектах Федерации местных бюджетов разных типов, определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных типов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, строится на 3 принципах: самостоятельность бюджетов; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, равенство бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Совершенствование бюджетного устройства РФ, которое должно позволить органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельную, налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня.
Если руководствоваться этой целью, то основными задачами являются:
а) упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
б) четкое разграничение расходных полномочий между органами власти разного уровня и сокращение «нефинансируемых мандатов»;
в) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
г) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;
д) повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне.
Решение этих задач требует проведения соответствующих организационных мер, совершенствования правовой базы, регламентирующей бюджетное устройство РФ, разработки Методических указаний по претворению в жизнь намеченных мер.
Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и
Муниципального управления»