Многими современными конституциями важнейшей социальной задачей общества и государства рассматривается охрана жизни и здоровья человека. 2 страница


31. Партийная система. Понятия и виды партийных систем в ЗС.

Под партийной системой понимается политический институт, входящий составной частью в политическую систему общества. Партийная система связана с социальной природой власти, методами ее осуществления, историко-национальными традициями, политической правовой культурой конкретной страны. Эти факторы порождают разнообразие партийных систем.

Около двадцати стран на земном шаре не имеют легальных политических партий и их создание запрещено законом. Это Бутан, Иордания, ОАЭ. В Саудовской Аравии попытка создания партии карается смертной казнью.

В странах, имеющих политические партии, партийные системы можно квалифицировать на следующие основные виды: многопартийные системы; системы фиксированного числа партий; двухпартийные; однопартийные.

Большинство конституций устанавливают многопартийность, запрещая нарушать принцип свободы образования политических партий.

Многопартийная система как конституционно-правовой институт означает, что в стране в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий, и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства. Многопартийные системы могут быть различны: многопартийные системы без доминирующей партии. При этой системе ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парламенте; многопартийные системы с доминирующей партией. При этой форме многопартийности, парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство.

Двухпартийные системы – это своеобразная разновидность многопартийности, поскольку в странах с данной системой имеется несколько партий, однако на политической арене сложилось монопольное господство двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти (США, Австралия, Великобритания).

Гораздо реже двухпартийная система закреплена в конституции и существование других партий не допускается (Нигерия). Это система фиксированного законом числа партий.

Однопартийные системы существуют в странах с авторитарными политическими режимами (Габон, Заир, Камерун). В некоторых социалистических странах при значительном числе партий (в Китае их 9) фактически сложилась однопартийная система с главенствующей компартией. Беспартийные системы существуют в Катаре, Омане, Кувейте и др. монархиях, где все партии запрещены как разрушающие единство мусульманской общины.

2. Избирательные цензы в зарубежных станах: сущность, виды.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается цензами, то есть специальными условиями. Цензы, как правило, устанавливаются конституцией или, если это предусматривает конституция, специальными законами. Согласно различным цензам не имеют избирательного права:

иностранцы, лица без гражданства (имеются исключения в некоторых странах);

в большинстве стран не достигшие 18 лет (в Австрии 19 лет, в Латвии 21 года);

признание судом недееспособными;

находящиеся под стражей по приговору суда;

в соответствии с моральными цензами в Люксембурге лишены избирательных прав банкроты, содержатели публичных домов, в Эквадоре – пьяницы, бродяги, мошенники.

В различных странах имеются ограничения пассивного избирательного права:

по возрасту (для президента США – 35 лет, для президента Никарагуа – 65 лет);

постоянное проживание в стране (в США – 14 лет);

умение читать и писать на государственном языке (Украина, Малави);

иметь высшее образование (Турция);

быть не натурализованным, а урожденным гражданином страны (США);

внесение кандидатом избирательного залога (Франция).

32. Правовая охрана конституций в зарубежных странах: понятие, виды, значений.

Важность регулируемых конституцией общественных отношений, ее верховенства в системе правовых актов, соответствия иных актов и норм нормам конституции требуют ее особой правовой охраны.

Под правовой охраной конституции понимается совокупность средств и способов, с помощью которых достигается соблюдение режима конституционной законности и соответствие конституции всех правовых актов. Существуют несколько способов правовой охраны конституции.

Непосредственные способы охраны (защиты) конституции: согласно Конституциям Германии, Словакии и других стран – народ в целом, каждый гражданин вправе воспрепятствовать посягательствам на конституционный строй;

Существует ответственность должностных лиц за нарушения конституции;

Применяются репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции. К ним можно отнести: запрещение судом деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй; введение чрезвычайного положения.

Наконец, существуют и такие формы охраны конституции как конституционный контроль и конституционный надзор.

Под конституционным контролем понимается такая система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.

Конституционный надзор – это система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта. Кроме того, надзор – это есть постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. Контроль же это проверка проводимая либо по запросу, либо инициативе контролирующего органа выборочно.

33. Источники конституционного права в ЗС. Понятие, виды.

Изучение любой отрасли права невозможно без изучения ее источников.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

В подавляющем большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты.

Главный источник данной отрасли права это, безусловно, основной закон государства – конституция, которая обладает верховенством в отношении любых других нормативных правовых актов страны. Важность этого источника связана с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Именно в конституции закрепляются те начала и принципы, которым обязаны следовать все субъекты конституционного права от личности до государства.

Вторым по важности источником конституционного права являются законы. В формальном смысле слова законом является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права.

По своему значению и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.

Конституционными законами в ряде зарубежных стран именуют акты, посредством которых вносятся изменения и поправки в Конституцию. Конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем другие законы, но меньшую, чем Конституция.

Важным источником конституционного права является региональное законодательство. В частности, законодательство субъектов федерации. Во многих федеративных государствах установлено исключительная сфера ведения субъектов федерации

Источником конституционного права являются внутригосударственные публично-правовые договоры, которые регулируют конституционные проблемы в тех случаях, когда заключившие их субъекты на это управомочены.

К источникам конституционного права относятся регламенты парламентов и их палат содержащие нормы, определяющие организацию и процедуру работы парламента. Эти акты принимаются либо в форме постановлений каждой из палат в двухпалатном парламенте и не нуждаются в одобрении другой палаты и подписи главы государства, либо в форме закона при однопалатном парламенте.

Следующим видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты главы государства и исполнительной власти. Это указы монарха, декреты президента, постановления правительства, акты министров, постановления центральной избирательной комиссии по вопросам проведения выборов.

Среди нормативных актов исполнительной власти наиболее важное значение имеют акты, обладающие силой закона, которые издаются правительством на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), либо на основе, принадлежащей правительству по Конституции регламентарной власти (Италия), либо в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).

В качестве источников конституционного права выступают акты органов конституционного контроля. Это решения Конституционного совета Франции, конституционных судов Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов Испании, Польши, Верховных судов США, Индии, Японии.

34. Парламентарная республика. Основные признаки.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике обязательно наличие должности главы правительства, которая достаточно редко бывает в президентской республике. Также как и в парламентарной монархии в парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии парламентского большинства. Правительство остается у власти пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями. Однако практически любые действия президента, в том числе роспуск парламента, использование права вето могут быть осуществлены лишь с согласия или по инициативе правительства. Подписанные президентом нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их главой правительства или министром, которые и несут за них ответственность.

Политическая ответственность правительства перед парламентом обычно носит солидарный характер, то есть недоверие выраженное парламентом одному члену правительства влечет отставку всего правительства. Однако вместо ухода в отставку правительство по конституции может потребовать от президента распустить парламент (при двухпалатном парламенте его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Таким образом, для парламентарной республики характерен значительный разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Например, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен по просьбе правительства, утратившего его доверие.

В парламентарной республике также как и в парламентарной монархии возможны, как правило, два варианта государственного режима:

· парламентарный (Италия);

· министериальный (Германия).

Однако в парламентарных республиках с авторитарным политическим режимом (Югославия при президенте Милошевиче) государственный режим превращается из министериального в президенциальный.

35. Определение конституции и причины появления конституций в зарубежных странах.

Своим происхождением конституции обязаны приходу к государственной власти буржуазии и, как следствие, ограничение абсолютизма и власти феодалов в целом.

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека, разработанными учеными – просветителями в 17 – 18 веках, цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к личности.

Конституция в переводе с латинского означающий «установление», употребляется в двух значениях: конституция юридическая и конституция фактическая.

Конституция юридическая – это система правовых норм, принимаемых и изменяемых в особом порядке, имеющих высшую юридическую силу. Они устанавливают: основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенции и взаимоотношения, государственную символику, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина.

Конституция фактическая – это реально существующие основы общественного и государственного строя, действительное положение личности в государстве.

Конституционный закон о Чехословацкой Федерации 1968 г. предусмотрел создание системы конституционных судов. Однако, за 21 год до так называемой «бархатной революции» 1989 года они не были созданы. Таким образом, согласно юридической конституции они существовали, а согласно фактической нет, то есть упомянутый конституционный закон был фиктивным.

Наряду с высшей юридической силой нормы Конституции обладают свойством непосредственного действия, в соответствии с которым нормы основного закона применяются независимо от существования детализирующего законодательства. Непосредственное действие конституции означает, в частности, признание возможности обращения в суд за защитой конституционных прав. В некоторых странах конституции прямо говорят об этом важнейшем принципе. (Ст.5 Конституции Болгарии 1991 года: «Положения Конституции имеют непосредственное действие»).

Ст.8 Конституции Украины 1996 года более детально прописывает данный принцип: «Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется».

Другой аспект действия конституции – по кругу лиц. Конституция имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории страны, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций государства, находящихся за границей.

Наконец, еще один аспект заключается в том, что конституция действует на территории всей страны.

36. Унитарное государство, как форма государственно-территориального устройства.

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

· централизованные;

· относительно децентрализованные;

· децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

37. Конституционные обычаи и судебный прецедент как источники конституционного права в зарубежных странах.

В некоторых странах источником конституционного права выступает судебный прецедент, то есть решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.

Особенно широко он применяется в Великобритании, США, Индии ряде других стран, воспринявших англосаксонскую систему права. В этих странах судьями создана целая система норм, которая именуется общим правом в отличие от статутного права, то есть законов, принятых парламентами. Нормы прецедентного конституционного права очень многочисленны и разнообразны. Они в значительной степени определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ»), санкционировал институт контрасигнатуры («Король не может действовать один»).

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию (разрешение конфликтов на основе права), но и правотворческую. Обилие прецедентов, накопившихся за сотню лет, и, естественно, не всегда между собой согласующихся, требует очень высокой квалификации участвующих в процессах адвокатов и дает судьям значительную свободу выбора при постановлении решения.

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных издания не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени

применяемые и молчаливо санкционированные государством. Впрочем, судом он в любом случае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном прав Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британско конституции существуют ныне именно в этой форме: « Король должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палат Парламента»; «лидер партии большинства – премьер-министр»; «министр выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием палаты общин» «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

38. Понятие территориальной автономии, сущность, виды.

В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле конституция Японии 1946 г. говорит о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в кон­ституции, например в Италии, или определяется специальным законом:

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не ком­пактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры.

39. Понятие конституции юридической, фактической и фиктивной.

В современной науке конституционного права термин конституция в переводе с латинского означающий «установление», употребляется в двух значениях:

· конституция юридическая и

· конституция фактическая.

Конституция юридическая – это система правовых норм, принимаемых и изменяемых в особом порядке, имеющих высшую юридическую силу. Они устанавливают: основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенции и взаимоотношения, государственную символику, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина.

Конституция фактическая– это реально существующие основы общественного и государственного строя, действительное положение личности в государстве.

Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституций, как правило, характерна для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в этих странах зачастую содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

40. Федерация как форма государственно-территориального устройства, понятия, признаки, виды.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству;

4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта та федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй — Россия

Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта образования в Основном законе страны).

41. Юридическая сущность конституции в ЗС.

Понятие конституции. Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции.

В современной науке конституционного права термин конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» ил} конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция» В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимаю! толкования статей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии.

Высшая юридическая сила конституции означает, что все осталь­ные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответ­ствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим пред­ставительным органом (парламентом) квалифицированным большинст­вом голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифи­цированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум. О специфике объекта конституционного регулирования уже говорилось выше.

Сущность и свойства конституции. Представители разных юриди­ческих школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержа­нии (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли кон­ституции как юридической основы текущего законодательства, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства: более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами, комплексный характер конституции как пра­вового документа, ее значение как юридической базы законодательства и др. В ряде стран, однако, существуют отступления от этих признаков

42. Способы конституционного разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами в ЗС.

Наши рекомендации