Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.
По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. В нем действует единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы. Унитарными государствами являются, например, Франция, Швеция, Турция, Египет, Индонезия, Сальвадор и др.
Федерация – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство ( подданство ) и гражданство ( подданство ) субъектов, двухканальная система налогов и т. д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации ( право сецессии ).
Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено ( исключение составляет Эфиопия ). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 годах.
Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку ( например, часть субъектов Российской Федерации ). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы ( ФРГ, США и др. ).
Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре ( США, СССР ). Учредительные федерации возникают в результате трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета ( Российская Федерация ).
Некоторые ученые-юристы выделяют в качестве формы государственного устройства конфедерацию. Однако формально конфедерация не является государством. Конфедерация – это союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Она, как правило, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства ( подданства ), территории и т. д. Вместе с тем государства – члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Обычно конфедерации недолговечны и со временем либо трансформируются в более прочные государственные образования, либо распадаются. В настоящее время конфедераций не существует. До 1848 г. конфедерацией была Швейцария; в 1982 г. Сенегал и Гамбия объединились в конфедерацию Сенегамбия, распавшуюся через несколько лет.
Политико-правовой режим.
Политико-правовой режим – это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические.
Под демократией в современной политической науке понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа единственным источником власти. Признаками демократического режима являются:
- признание народа единственным источником власти;
- признание прав и свобод граждан, прежде всего, политических, в равной мере за всеми гражданами государства;
-обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов;
-легальное существование и функционирование политических партий и движений, оппозиционных правительству ( политический плюрализм );
-правовой характер деятельности государственных органов.
К демократическим странам относятся практически все государства Европы, США, Канада, Япония, Австралия и др.
Выделяют две формы демократии в соответствии со способами осуществления народом своей власти: прямую ( непосредственную ) и косвенную ( представительную ).Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов. Поэтому все институты прямой демократии можно разделить на 2 вида:
1) имеющие окончательное, общеобязательное значение ( выборы и референдумы );
2) имеющие консультативное значение ( все остальные ).
Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший законодательный и представительный ( выборный ) орган власти в стране.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет еще одну форму народовластия – систему органов местного самоуправления.
Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на авторитарные, тоталитарные и военные.
Авторитарный режим ( от лат. autoritas - «полная власть», «приказание») - это политический режим, при котором реальная власть принадлежит одному человеку или группе лиц ( политической элите ). Она не является законно избранной и граждане не могут влиять на ее деятельность. Власть же полностью контролирует политическую и идеологическую жизнь общества, ограничивая свободу слова, запрещая неугодные политические партии и движения, жестоко преследуя политических противников. Однако при этом она не вмешивается в личную жизнь граждан: не заставляет их исповедовать ту или иную религию, любить ту или иную музыку, носить ту или иную одежду, чаще всего не запрещает частную собственность. Ученые-политологи относят к государствам с авторитарным режимом Кубу, некоторые государства Африки и Азии.
Тоталитарный режим ( от лат. totalis - «полный», «всеобщий» ) - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. При тоталитаризме государство контролирует все сферы жизни общества, вплоть до того, как жить в семье, как одеваться, что танцевать и петь.
Западные политологи З. Бжезинский и К. Фридрих выделяют следующие признаки тоталитарного режима:
- наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
- наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии ( коммунизм, национал-социализм, фашизм ). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, то есть направленный к определенной цели, процесс. Идеология не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством;
-монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;
-монополия государства на средства вооруженной борьбы;
- наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
-внешнеэкономическое принуждение к труду;
- фиктивность законодательства;
- подчинение экономики ( как правило, милитаризованной ), государству, командно-административная система управления.
Типичными тоталитарными государствами в XX веке были фашистские Германия и Италия, СССР. В настоящее время к тоталитарным государствам большинство специалистов относят только Северную Корею ( КНДР ).
Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка ( хунта ), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаками военного режима являются:
- переход власти в результате военного переворота к хунте;
-отмена конституции и замена ее актами военных властей;
- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
- ограничение действия политических прав и свобод человека;
- создание при хунте консультативных органов из технократов.
Зачастую авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим. Общество, освободившись от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии ( политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону ). Вследствие этого, попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.