Организация pr коммуникаций

ФОРМЫ ПОДАЧИ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ И

4.1. Речи, их написание и произнесение

4.2. Выступления на радио и телевидении

4.3. Пресс-релиз

4.4. Пресс-конференции

4.5. Презентация

4.1. Речи, их написание и произнесение

Слово обладает собственной и особой властью. Из ничего приходит оно, обретая смысл, и дает начало всему. Через слово способен человек общаться с миром на равных.

Н. Скотт Момадэй «Путь к горе дождей»

Не секрет, что речи и выступления для человечества являются важнейшей областью вербальных коммуникаций и всегда были существенным элементом социального управления. В них проступает особая магия слова, заставляющая людей завороженно вслушиваться в произносимые звуки. Часто подобная магия действует еще и потому, что в толпе люди переступают границы допустимой физической близости, поэтому начинают действовать чисто биологические закономерности, автоматически приводящие к повышенной возбудимости, облегчающей воздействие. Именно поэтому службы PR берут подготовку речей в свои руки.

Пик значимости этого типа коммуникации приходится на время античности, когда умение говорить было обязательным для каждого образованного человека. До нас дошли такие имена, как Демосфен и Цицерон. Это имело и большое практическое значение, давало возможность, к примеру, защитить себя в суде. Западные лидеры тоже обучаются основам ораторского искусства в университетах, где всегда существуют дискуссионные команды, и университеты соревнуются друг с другом, как в нашем КВНе.

Дэйл Карнеги в своей книге «Как выработать уве­ренность в себе и влиять на людей, выступая публично» предлагает использовать три простых слагаемых при подготовке материала и произнесении речей: уверенность в себе, ораторское искусство и поведение выступающего на трибуне [7].

Уверенное поведение на трибуне/сцене зависит от целого ряда факторов. Основной фактор — это уверенность в себе и в своих знаниях, которая приобретается только с осознанием того, что вы действительно знаете материал, по поводу которого собираетесь выступить. Поэтому к выступлению желательно готовиться заранее и иметь по заданной теме не только нужный материал, но и даже его излишек (он вам не только не помешает, но и придаст уверенности в себе на трибуне). Важным элементом является начало речи. Сегодня заранее подготавливают аудиторию музыкой и аплодисментами, доводя ее возбуждение до апогея, и лишь затем выпускают первое лицо. Даже в обычном выступлении всегда важно определенным образом выделить это начало [9].

Решая вопрос об аудитории, следует установить: в чем суть данного события, кто придет, будет ли это разношерстная или однородная публика, возраст слушателей, их интересы, образование, отношение к оратору.

Выбирая тему, следует выяснить, что именно волнует выступающего, определить время выступления, ибо трудно удержать публику более 20 — 25 минут. Выступающий должен ориентироваться в длительности текста. Так, 6 страниц текста, напечатанного 14-м шрифтом через полуторный интервал, будут звучать около 10 минут.

Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касается и окончания речи, следует заранее предупредить о нем слушателей: «Перед тем, как покинуть трибуну...», «В завершение...», «Я знаю, что вы готовы послушать следующего выступающего, и перед тем, как уйти...». Постарайтесь избежать нашей любимой фразы «И последнее...», которую мы повторяем неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.

Текст, прочитанный двумя разными ораторами, не может звучать одинаково. У каждого оратора есть своя манера выступления — своя визитная карточка. Нет строго регламентированных параметров идеально произнесенной речи, как, например, нет двух одинаковых людей на свете. Однако существуют некоторые правила ораторского искусства, придающие естественность речи выступающего.

Выделяйте важные слова и подчиняйте им неважные. В любом предложении есть те слова, которые выражают суть нашей мысли, вот их-то нам и нужно «окрасить», сделать более выделяющимися на общем фоне. Это нетрудно, вы делали это и вчера и сегодня, когда легко и непринужденно беседовали со своими знакомыми.

1. Говорите с модуляциями. То есть на важных словах повышайте свой тембр голоса, а на не важных — стихайте. И это тоже вы делаете каждый день.

2. Меняйте темп речи. Один из великих ораторов своего времени — А. Линкольн, по свидетельству его библиографа, говорил два-три слова, на которые он хотел обратить внимание своих слушателей за то же время, что и пяток-другой слов не важных.

3. Делаете паузу до и после важных мыслей. Очень действенный прием при выступлении, помогает сосредоточить внимание аудитории на нужном фрагменте речи.

Еще одним слагаемым вашего успешного выступления является ваше поведение на трибуне. Сюда входят следующие составляющие:

1. Одежда.

2. Умение завоевать внимание аудитории еще до начала вашего выступления.

3. Улыбнитесь, и аудитория ответит вам позитивным настроем на ваше выступление еще до его начала.

4. Перед началом обязательно проветрите помещение, потому что если вы этого не сделаете, то вряд ли слушатели будут увлечены вашим выступлением, в то время как в аудитории будет ужасно душно.

5. Очень важно, чтобы на сцене не было никаких по­сторонних предметов, и тем более людей, потому как ничто так не отвлекает наше с вами внимание, как наблюдение за передвигающимся силуэтом уборщика во время выступления.

6. Ведите себя спокойно и уравновешенно, тогда и ваша публика будет спокойна.

7. Ну и о жестах, сопровождающих ваше выступле­ние. Они должны быть свободными и естественными, как будто вы разговариваете со своим давним другом. Не нужно заимствовать жестикуляцию у других людей, потому что жесты выражают ваше отношение к данному материалу, ваше мнение по данной теме.

Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих тому, кто выступает, хотя предназначенных для того, кто пишет. Это рекомендации для спичрайтера при подготовке текстов выступления («спичрайтер»— от англ. «speechwriter» — человек, готовящий рукопись речи).

1. Все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули.

2. Подчеркивайте выделяемые слова.

3. Оставляйте большие поля, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями.

4. Повторяйте существительные. Избегайте место­имений, они запутывают слушателя.

5. Используйте простые слова и простые утвердительные предложения.

6. Не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Итак, выступления как бы вновь формируют коммуникативную среду вокруг организации (проекта, проблемы), привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.

Наши рекомендации