Партии и гражданское общество.

Партия – разновидность общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

Конституции и законы большинства демократических государств в той или иной форме содержат утверждение, что партия является выразителем политической воли народа. Эго утверждение предполагает, что партия формулирует определенные политические взгляды социальных субъектов, их требования к изменению или развитию существующих в обществе отношений, которые партия намерена отстаивать, а народ, голосуя за ту или другую партию, поддерживает или не поддерживает эти намерения будущей власти. Если же партия, получив власть, не выполняет свои обещания, то на следующих выборах народ может отказать ей в поддержке, проголосовав за другую партию.

В действительности эта идеальная схема имеет мало общего с реальностью. Во-первых, партия создается для борьбы за власть. Власть, которую стремится получить партия, имеет много различных составляющих, в которых партия заинтересована, но большинство из них никак не связаны с «политической волей народа». Во-вторых, в основе деятельности партии лежат интересы руководства партии, которыми оно будет руководствоваться в первую очередь, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В-третьих, партия отстаивает интересы общества только в той степени, в которой они не противоречат интересам партии.

Билет № 15

1) Понятие политического режима, его параметры и разновидности: многообразие подходов.

Наряду с термином «политическая система» часто использу­ется понятие «политический режим». Как же соотносятся эти два понятия? Пожалуй, это еще один запутаннейший вопрос в совре­менной политической науке. Не случайно между ними нередко вообще не делается каких бы то ни было различий. Например, американский политолог М.Хагопян использует понятия «полития», «политическая система» и «режим» как синонимы. По его словам, эти термины в широком смысле обозначают «фундамен­тальную организацию политической жизни». Они выражают общие структурные характеристики политического порядка. М.Дюверже, приложивший немало усилий для раскрытия этой проблемы, использовал понятия «политическая система» и «поли­тический режим» как синонимы. В нашей литературе нередко с одинаковым значением также используются понятия «прези­дентский режим» — «президентская система», «парламентская система» — «парламентский режим», «демократический режим» — «демократическая система», «тоталитарный режим» — «тоталитарная система» и др.

Существуют ли различия между этими парами понятий и, ес­ли существуют, то в чем они состоят? Главные отличия полити­ческого режима намечаются в рамках самих политических си­стем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти.

В либерально-демокра­тической системе определяющее значение для классификации по­литических режимов имеет характер разделения властей, кото­рое оказывает существенное влияние на конфигурацию, соотношение, прерогативы и функции основных властных инсти­тутов. Здесь прежде всего необходимо различать режимы по ро­ли, которую играют глава государства и глава правительства. С этой точки зрения различаются режимы: конституционная монархия, парламентская республика, президентская республика и смешанная президентско-парламентская республика. При этом необходимо отметить, что конституционная монархия, за исключением про­цедуры избрания главы государства, по базовым параметрам совпадает с парламентским режимом.

Наши рекомендации