Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории.

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

Конспекты материалов для самостоятельной подготовки

по дисциплине «История»

для студентов заочной формы обучения

Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Е. И. Фролов

Волгодонск 2017

1. Место истории в жизни общества. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.

Внешняя политика России в ХVIII - первой половине XIX в.в.

В результате победы России в Северной войне 1700-1721г.г. над Швецией российское государство прорубило окно в Европу. При Екатерине Великой в ходе русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 г.г. Россия установила контроль над северным побережьем Черного моря и ликвидиро­вала Крымское ханство в 1783г.

В 1772, 1793, 1795 г.г. состоялись разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией, в ходе которых Польша исчезла как государство, а Россия получила Правобережную Украину и Белоруссию. Важным внешнеполи­тическим событием начала XIX в. стала Отечественная война 1812г. России с Францией - Наполеоном, в которой победу одержал русский народ.

В правление Николая I Россия получила прозвище "жандарма Европы", которая резко выступала против европейских революций.

Внешнеполитическое могущество России оказалось недолгим. Поражение России в Крымской войне 1853-1856г.г. от Турции, Франции и Англии свидетельствовало о экономической и политической отсталости российского государства. Россия вынуждена была подписать унизительный для нее Парижский договор.

Контрреформы Александра III.

Смерть Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 г., смена его на российском престоле Александром III привели резкому изменению правительственного курса и полной победе охранительного направления.

Уже 29 апреля 1881 г. царский манифест провозгласил незыблемость самодержавия в России, а в 80–х – начале 90–х годов были проведены контрреформы. (Контрреформы – мероприятия, направленные на отмену или изменение ранее проведенных реформ). В стране были восстановлены внесудебные формы и расправы над нарастающим революционным движением, расширилась деятельность полиции, жандармских управлений и охранных отделений. Реакционный курс во внутренней политике Александра III осуществляли министерство внутренних дел, которое возглавлял граф Д.А. Толстой, обер–прокурор Синода К.П. Победоносцев, реакционный публицист М.Н. Катков и др.

В августе 1882 г. вводятся "временные правила" о печати, установившие так называемую "карательную цензуру". В июле 1889 г. принят закон о земских участковых начальниках, которые утверждались министром внутренних дел по представлению губернатора из числа местных дворян, сочетавших административную и судебную власть.

Земское положение 12 июня 1890 г. вводило сословные курии для избирателей, усилив предводительство дворянства. В 1892 г. принята городская контрреформа, по которой из числа избирателей исключались низшие слои.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

Наряду с контрреформами проводились и реформы. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80—90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

Революция 1905-1907 гг.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису.

Предпосылки революции:

Во первых: сохранение самодержавия, отсутствие возможности для решения вопросов путём парламентской системы.

Во-вторых: нерешённость аграрного вопроса, сохранение помещичьего землевладения и полуфеодальной системой эксплуатации.

В-третьих: тяжёлое социально-экономическое положение низких слоёв населения, плохие условия труда => травмы рабочих.

В-четвёртых: национальная политика способствовала подъёму национально-освободительного движения.

Подтолкнуло к революции поражение России в Русско-Японской войне (1904-1905гг).

Этапы революции.

1 этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. - начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы России.

Революция началась с «кровавого воскресенья» – расстрела мирной демонстрацией рабочих. Характеризуется ростом стачек, созданием первого органа рабочей власти – Совета рабочих депутатов, созданного рабочими города Иваново - Вознесенска. Произошло восстание на флоте - восстание матросов броненосца «Потемкин» в июле 1905 г. движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов центральной России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями. Произошли съезды земских представителей. Главное требование – «конституционная реформа». Правительство обещало создание Государственной Думы с законосовещательными функциями, но революцию это не остановило.

2 этап. Осень и начало зимы 1905г. явились периодом высшего подъема революции. Забастовочное движение приобрело невиданный размах.

В сентябре под руководством большевиков началась массовая стачка рабочих Москвы. В последующие дни стачка стала общегородской, перекинулась в Петербург, а затем переросла во всероссийскую политическую стачку. Рабочие выступали под лозунгами: "Долой самодержавие!", "Да здравствует всенародное восстание)". Забастовочное движение русских рабочих активно поддерживали рабочие Закавказья, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Во многих городах выступления рабочих сопровождались вооруженными столкновениями, баррикадной борьбой. Во всероссийской стачке приняли участие более 2 млн. человек. Стачка парализовала силы правительства и охватила всю страну.

Царизм был вынужден пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать Государственную думу, избранную народом, предоставить населению демократические свободы – свободу слова, печати, собраний и организаций, свободу совести. Думе было обещано предоставить законодательные права. Это была крупная победа революции. Либералы считали революцию законченной и ее цель достигнутой. Манифест 17 октября полностью отвечал их интересам. В это время возникли буржуазные партии октябристов и кадетов.

Октябрьские события, и особенно всероссийская политическая стачка рабочих, дали толчок крутому подъему крестьянского движения, которое охватило половину уездов Европейской России. Из 228 крестьянских выступлений 1905 г. половина приходится на осень.

В революционное движение вступало все больше солдат и матросов. В конце октября вспыхнуло восстание моряков Кронштадта. В ноябре произошло восстание матросов и солдат в Севастополе, поддержанное рабочими порта и железнодорожниками.

В начале декабря московский Совет вынес решение начать всеобщую политическую забастовку К 10 декабря забастовка переросла в вооруженное восстание. Царские власти направили на подавление восстания войска. Борьба носила исключительно ожесточенный характер. Особенно упорными и кровопролитными были бои в одном из пролетарских районов Москвы – Пресне. Силы были не равными, у восставших не хватало оружия. В десятидневных боях рабочие были обескровлены. 19 декабря по решению московского Совета восстание прекратилось.

Третий этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Постепенно волна народных выступлений ослабевала.

Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную думу. Выборы в нее были не всеобщими не равными и не прямые. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии. Дума просуществовала 102 дня. Подобная участь постигла и вторую Думу.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон, что явилось прямым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. 3 июня считается последним днем революции 1905-1907 гг.

Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма.

Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

Изменилось социально-политическое положение граждан России:

введены демократические свободы,

отменена цензура,

разрешено организовывать профессиональные союзы и легальные политические партии.

Улучшилось материально-правовое положение трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне. Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России.

Военный коммунизм.

«Военный коммунизм» - это комплекс социально–экономических мероприятий, проводившихся Советским государством в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Политика Советской власти в области экономической жизни предусматривала методы экономического принуждения и полной централизации управления, максимальную мобилизацию всех материальных и финансовых средств в интересах обороны Республики Советов и достижения победы в гражданской войне.

Эта политика была одновременно и вынужденной, и преднамеренной. Вынужденной потому, что «военный коммунизм» был реакцией на крайнюю степень хозяйственной разрухи страны, преднамеренной оттого, что методы «военного коммунизма» отражали теоретические воззрения части руководства РКП (б) и Совнаркома о возможности закладки основ социалистической экономики посредством командно–административных методов. Эти методы применялись в ходе национализации крупной промышленности, банков, транспорта, средств связи. В результате «красногвардейской атаки на капитал» в 1918 г. около 3 тысяч частных предприятий стали государственной, общенародной собственностью.

Переходу к экономической политике «военного коммунизма» предшествовали национализация банков, промышленности, транспорта и связи и др., создание комбедов, введение государственной монополии на хлебные запасы, установление твердых цен на хлеб и предметы первой необходимости.

С начала 1919 г. Советское правительство начало проводить в деревне продовольственную разверстку. Необходимые для государственных потребностей хлеб и фураж «разверстывались» по системе норм для губерний, уездов, а на местах – для каждого крестьянского хозяйства.

Была осуществлена национализация всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и паровых мельниц, а с ноября 1920 г. - к национализации мелкой и даже кустарной промышленности. Управление промышленностью осуществляли ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства).

В области торговли и распределения период «военного коммунизма» характеризовался несколькими своеобразными признаками: введение карточной системы, упразднение товарно–денежных отношений, запрещение свободной торговли, натурализация заработной платы. Бесплатными были коммунальные услуги, пассажирский и грузовой транспорт.

Декретом о всеобщей трудовой повинности установливал принципа «Кто не работает, тот не ест».

Эта политика быстро обнаружила свою несостоятельность как курс строительства социализма и привела к росту социальной напряженности в деревне. В начале 1921 г. заменена новой экономической политикой.

Образование СССР.

Образование СССР в декабре 1922 г. во многом было обусловлено наследием прошлого и результатами Граждан­ской войны:

— складывавшаяся в течение нескольких веков многонаци­ональная Российская империя закрепила экономическое и по­литическое объединение разных народов и территорий в од­ном государстве;

— в 1917—1920 гг. в России усилились центробежные тен­денции, ряд народов заявили о своем праве на самоопределе­ние в соответствии с «Декларацией прав народов России», принятой советской властью в ноябре 1917 г.;

— в конце 1917—1918 гг. Советская Россия признала неза­висимость Польши и Финляндии; в 1918 г. были провозгла­шены отделившиеся от России независимые государства в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии и др.;

— обостренная борьба в 1918—1920 гг., разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов при­вели к свержению национальных правительств на Украине, в Закавказье, Средней Азии и восстановлению там коммуни­стических правительств и советской власти. В годы Граждан­ской войны укрепляется военно-политический союз этих ре­спублик.

В 1922 г., 30 декабря, РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР под­писали союзный договор и образовали СССР. При этом был отвергнут сталинский проект «автономизации» (о вхождении в союз автономий без права выхода). Союз был создан на провозглашенных Лениным принципах добровольности, рав­ноправия суверенных республик, с передачей ряда прав в пользу федеральной власти. За каждой республикой сохраня­лось право выхода из Союза, территория республик не могла быть изменена без их согласия. Таким образом СССР объяв­лялся федерацией независимых государств.

Но по существу СССР изначально был унитарным государ­ством. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках комитетов ВКП(б). Ключевые решения принимались центральными партийными органами, они были обязательны для всех республиканских партийных организаций и, соответ­ственно, для всех советских республиканских властей.

Индустриализация в СССР.

В конце 20-х гг. произошла смена экономической стратегии страны. Вместо новой экономической политики стала проводиться в жизнь политика форсированной индустриализации. Первый пятилетний план развития народного хозяйства /1928/29 – 1932/33 гг./ был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. В 1929 г. Сталин заявил о необходимости пере­смотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения.

В условиях экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 г., советской стране трудно было рассчитывать на получение внешних источников финансирования индустриализации. Приходилось рассчитывать только на внутренние источники накопления средств и прежде всего на сельское хозяйство. Форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение темпов социально-экономического разви­тия. Не случайно начало массовой коллективизации также приходится на 1929 г.

Итоги «форсированного строительства социализма».

За 1929—1937 гг. страна совершила беспрецедентный скачок в росте промышленной продукции. За это время в строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий. Темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной.

В результате страна обрела потенциал, который по отрасле­вой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США (в 1913 г. – пятое место). Прекратился ввоз из-за рубежа более многих видов промышленной продукции.

С другой стороны, индустриализация проходила за счет снижения жизнен­ного уровня городского населения и эксплуатации села.

Коллективизация в СССР.

Коллективизация – преобразование сельского хозяйства в СССР, заключающееся в массовом создании коллективных хозяйств (колхозов).

Массовая коллективизация началась в июне 1929 г., тысячи рабочих были направлены в деревню, туда же направ­лялись многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. Заготовительная кампания приняла насильст­венный характер, рыночные механизмы были сломаны. Быстрые темпы коллективизации привели к падению производства, после чего, в марте 1930 г., ЦК партии отметил наличие многих «искрив­лений партлинии в колхозном движении», после чего начался мас­совый выход крестьян из колхозов.

В декабре 1930 г. разрабатывается программа борьбы с кулачеством. К раскулачиваемым применялись меры от переселения в соседние райо­ны до ссылки в Сибирь. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывавший даже за мелкие хищения колхозной собст­венности. Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны. Для централизации заготовительной работы при правительст­ве создается комитет по заготовкам. В начале 1933 г. при машин­но-тракторных станциях (МТС) создаются политотделы. МТС стали центрами, осуществлявшими контроль за сельскохозяйст­венным производством. Сельхозтехника принадлежала государст­ву (колхозы получали ее только в пользование), это ставило кол­хозы в зависимость от МТС.

Государство контролировало размеры посевных площадей и урожаи. Открытие колхозных рынков ставилось в зависимость от результатов выполнения обязательных заготовок. В 1934 г. увели­чиваются размеры налогов на крестьян-единоличников.

Сплошная коллективизация, ценой колоссальных жертв, заверши­лась к 1937 г., частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно лик­видирован. Коллективизацию называют трагедией русской деревни.

Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории. - student2.ru 29. Тоталитаризм в СССР

В 20-30-е г.г. XX в. в СССР складывается тоталитарная политическая система. Под тоталитаризмом ученые понимают такие политические системы, которые стремятся установить тотальный (всеобщий) контроль над всеми сторонами общественной жизни и жизнью каждого человека в частности.

Для тоталитарных систем характерны следующие признаки:

- Создание системы официальной идеологии.

- Формирование однопартийной системы.

- Установление монополии на средства массовой информации.

- Введение тотальной системы контроля со стороны государства.

- Утверждение монополии на средстве вооруженной борьбы и т.д.

Сталинская модель тоталитарной системы в СССР сложилась в результате следующих предпосылок:

- После лета 1918г. партия большевиков установила свою монопольную власть в государстве.

- В 20-е г.г. серьезно изменился социальный состав большевистской партии, для которого был характерен низкий уровень грамотности и культуры многих ее членов.

- Диктатура пролетариата превращается в диктатуру партии большевиков, а в 20-е г.г. она становится диктатурой ЦК.

- Была сформирована система, контролировавшая политическое настроение граждан (ОГПУ - Особое Государственное политическое Управление), а с 1934г. - НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел.

- Проникновение бюрократической системы во все структуры общества и установление диктатуры вождя.

- Формируется культ личности Сталина. Культ личности - есть слепое преклонение перед авторитетом, приписыванию одному лицу сверхъестественных возможностей. Вера в то, что яко бы этот политик может по своему желанию изменить ход истории.

- Партийно-государственный аппарат превращается в господствующую силу общества.

- Право принятия решений принадлежало "первым лицам": директорам крупных предприятий, наркомам, секретарям райкомов, обкомов и ЦК.

- В масштабах страны правом принятия решений обладал лишь И. Сталин.

Наиболее полно проявились сталинская модель тоталитаризма в развитии общества в таких областях:

В области экономики:

- Происходит полное подчинение производителя государству;

- Средства производства фактически становятся государственными;

- Государство устанавливает полный контроль над рабочей силой;

- Вводится государственное регулирование рабочего дня, заработной платы;

- Фактически вводится запрет на забастовки;

- Обеспечивается государственное регулирование имущественными отношениями.

В политической сфере:

- Насильственно устанавливается однопартийная политическая система;

- Коммунистическая партия наделяется неограниченной властью в государстве;

- Уничтожаются политические оппоненты, как в лице других партий, так и в рамках правящей элиты;

- Утверждается культ личности вождя;

- Происходит сращивание партийного и государственного аппарата;

- Создается система официальных ("государственных" массовых организаций);

- Формируется мощный репрессивный аппарат, власть опирается на армию и карательные органы;

В духовной жизни:

- Происходит превращение партийной идеологии в государственную;

- Устанавливается полный государственный контроль над средствами массовой информации;

- Вводится партийно-государственный контроль над системой идеологического воспитания масс;

- Создаются проправительственные творческие союзы;

- В обществе складывается атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства и всеобщего восхваления политики, политического режима и властей.

В области национальных отношений:

- Происходит укрепление унитарного государства;

- Вводится славянский алфавит в национальных республиках;

- Проявляется тенденция к русификации народов СССР и т.д.

Став во главе государства, И.Сталин приступил к строительству "социализма в отдельно взятой стране". Он понимал, что форсированное строительство социализма неизбежно приведет к ломке сложившихся устоев.

СССР в 60-е – сер. 80-х гг.

С отставкой Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин.

Новые руководители полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе.

Экономическая реформа А.Н. Косыгина. В этой реформе предприятиям предоставлялась некоторая свобода в распоряжении средствами. Предприятия переводились на хозяйственный расчет. После необходимых отчислений государству, они могли пустить оставшиеся средства на повышение заработной платы, на развитие социальной сферы. Сокращалось число обязательных плановых показателей.

В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства. Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло.

Характерной тенденцией 70–х годов стала централизация и бюрократизация управления экономикой. Если в СССР в 1965 г. – насчитывалось 30 центральных ведомств, то в начале 80–х годов 100 союзных и 800 республиканских министерств.

С 70-х годов в мире начинается переход к информационному обществу, развертывается научно-техническая революция. Правительство понимало необходимость научно-технического прогресса, однако это оставалось на бумаге. Советский союз только в области космической технологии был на высоком уровне.

Основу составлял топливно–энергетический комплекс. Проявились такие негативные явления, как снижение фондоотдачи, медленное освоение новых производственных мощностей, усиление расточительного характера экономической деятельности, преобладание экстенсивных факторов в экономике страны. Директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возраста­ние руководящей роли партии». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В этих кон­ституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководя­щая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.

В самой КПСС решающая роль принадлежала руководящему аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руко­водящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Происходит противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.

После кончины Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) была предпринята попытка пробудить обновленческие реформационные намерения «низов» и «верхов». Она была связана с кратковременным пребыванием на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (ноябрь 1982 г. – февраль 1984 г.). Однако программа социально–экономических преобразований не успела воплотиться в жизнь. После смерти Ю.В. Андропова проблема лидерства опять предстала во всей своей драматичности. Избрание К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС в феврале 1984 г. означал возвращение к брежневской модификации партократической системы.

Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение дис­сидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека.

Перестройка в СССР.

В 70–е – начале 80–х годов в советском обществе стали нарастать застойные явления. Одновременно возникло осознание необходимости радикальных перемен в экономической и политической системах, которые начались в апреле 1985 года.

Перестройка в стране, начатая в 1985 году, не мыслилась сразу как крутой политический поворот в истории развития СССР. К этому времени в руководстве партии сформировалось партийное ядро во главе с М.С. Горбачевым, А.Я. Яковлевым, Э.А. Шеварнадзе. Однако, высшее партийное руководство не имело четкого представления о путях и методах перестройки.

Перестройка экономической системы прошла несколько этапов.

IВ 1985-1986 гг. Предпринимались попытки улучшить систему при ее сохранении основе ускорения социально–экономического развития страны, научно–технического обновления производства до мирового уровня.

С июня 1987 г. началась радикальная экономическая реформа Она заключалась в ориентации на переход от административных методов к экономическим. На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров (законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации»). Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.).

Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этой реформы. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике". Вслед за тем несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Авторами одной из них - "Программа 500 дней" - была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. и Программа Н.И. Рыжкова Л.И. Абалкина, принятый за основу. Однако ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться.

Прошедшая в 1988 году XIX всесоюзная конференция КПСС взяла курс на модернизацию политической системы общества, в интересах демократизации, радикальных экономических преобразований в стране. Конференция подтвердила курс на развитие политического и экономического плюрализма.

В декабре 1988 12 сессия Верховного Совета приняла «Закон об изменениях и дополнениях в Конституции». Был учрежден высший орган власти – Съезд Советов народных депутатов СССР.

На состоявшихся 23 марта 1989 года выборах развернулась острая политическая дискуссия. В состав депутатов вошли многие сторонники продолжения преобразований: Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак и др.

В марте 1990 г. III чрезвычайный съезд народных депутатов СССР ввел институт президенства. 15 марта 1990 г. президентом избран М.С. Горбачев.

Важным моментом стала отмена 6 статьи Конституции СССР, в которой утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС. Это дало начало формированию многопартийности в СССР. «Гласность», т.е. освобождение печатного слова и исторической памяти - неотъемлемая составляющая перестройки. В 1987 г. создана комиссия по изучению материалов дел репрессированных.

35. Распад СССР и образование СНГ.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Распространялось сепаратистское движение. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости.

Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло. Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения. В результате этих переговоров был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ.

Тожественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С.Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

Конспекты материалов для самостоятельной подготовки

по дисциплине «История»

для студентов заочной формы обучения

Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Е. И. Фролов

Волгодонск 2017

1. Место истории в жизни общества. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.

Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории.

«История - наставница жизни» - говорили древние авторы. История­ - это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, передающийся от поколения к поколению. Общество, не владеющее опытом предшествующих поколении, начинает с нуля, варварства.

История - это коллективная память народа, потеря которой разру­шает общественное сознание.

Значение учебного курса для формирования мировоззрения каждого студента, гражданина страны исключительно велико. «Нельзя жить на земле,- писал А.И.Герцен,- не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, заблуждениях, ошибках наших предков,, не помня имен самых знаменитых и праведных, чьими мыслями мы продолжаем поль­зоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующим. Обретя право на прошлое, мы обретаем совесть, обретаем ее не на словах, а на деле».

Российская история является в своих основных чертах повторением основных принципиальных этапов мировой истории с присущими России особенностями, действием тех исторических факторов на судьбу народов России, которые являлись не только универсальными и для других наро­дов мира, но были уникальными только для этого восточноевропейского региона земли.

В исторической науке сложили

Наши рекомендации