Координация деятельности властных структур и общественности в решении проблем, связанных с детством

Я хотела бы выразить глубокую благодарность нашим общественным организациям за огромный труд по анализу развития социального партнерства и институтов гражданского общества по защите женщин и детей, и я бы, все-таки, добавила еще и Семьи. Многое делается по всем направлениям деятельности.

Одной из главных задач сегодняшнего дня является. Об этом говорили и участники Круглого стола.

И здесь можно выделить несколько первоочередных шагов, которые должны обеспечить наши инициативы.

Это, прежде всего:

1. Создание в нашей области определенной структуры. Я пока не знаю, как может быть названа эта структура, возможно, – Агентство по делам и защите прав детей (я знаю, что общественные организации уже вышли с такой инициативой к Президенту России).

В чем новизна этой структуры? Она должна объединить деятельность ныне существующих:

· Межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

· Отделов (подразделений) по делам несовершеннолетних при управлениях внутренних дел

· Уголовно-исполнительных инспекций по работе с несовершеннолетними при службе исполнения наказаний, а также присоединения функций опеки и попечительства, осуществляемых в настоящее время органами местного самоуправления.

Целесообразность создания такой структуры продиктовано следующим соображением: это реальная возможность объединения взаимосвязанных функций, в настоящее время распылённых по различным министерствам, ведомствам и структурам государственного и муниципального управления, за счёт чего возможно существенное повышение координации при осуществлении профильной деятельности.

Основной целью деятельностиновой структуры должны стать: формирование комплексной системы профилактической, экстренной и реабилитационной деятельности, направленной на работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

К задачам этой структуры можно отнести:

1) снижение остроты проблем социального неблагополучия семей с детьми;

2) ликвидация безнадзорности, беспризорности и социального сиротства как массовых явлений в нашей области;

3) обеспечение осуществления государственными (муниципальными) органами, гражданами функций опеки и попечительства в отношении детей (включая функции центрального органа, ответственного за вопросы международного усыновления, предусмотренного соответствующей Гаагской конвенцией);

4) содействие повышению эффективности деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения и преступности среди несовершеннолетних;

5) обеспечение организации, проведения и правового оформления процедур, направленных на досудебное и внесудебное разрешение конфликтов с участием несовершеннолетних;

6) содействие поэтапному упразднению интернатной системы на основе всемерного развития семейных форм воспитания ребёнка;

7) обеспечение деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на психолого-педагогическую и социальную реабилитацию несовершеннолетних в местах лишения свободы;

8) выполнение функций государственного заказчика при разработке и реализации комплексных и целевых социальных программ, в части, касающейся обеспечения выполнения задач.

2. Нам, общественным организациям, Гражданскому Форуму и, наверное, будущей Общественной палате вместе с ЗСО необходимо обратиться в Федеральные органы с просьбой активизировать работу по разработке и принятию крайне важных нормативных правовых актов:

· Пакета законопроектов по ювенальной юстиции

· Рамочного проекта ФЗ «Об основах деятельности уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации».

3. Помимо действий по скорейшему воссозданию системы ювенальной юстиции, необходимы и другие меры, направленные на приведение нормативно-правовой базы в соответствие с Конвенцией о правах ребенка и другими международными правовыми нормами, принятыми в отношении несовершеннолетних и признаваемыми Российской Федерацией.

Необходимо обратить внимание общественности и взять под свой контроль:

· Доработку и принятие Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей»

· Доработку и принятие Федерального закона (законов субъектов РФ) «О минимальных социальных стандартах социального обслуживания», содержащего, в том числе, правовое регулирование минимальных социальных стандартов социального обслуживания семьи и детей

· Дополнение статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот» нормой о том, что споры между субъектами Федерации об обязанности предоставления жилья ребенку-сироте либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей, разрешаются на основании волеизъявления самого ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации

· Формирование экономико-правовых механизмов практической реализации статьи 18 Федерального закона «О рекламе» («Социальная реклама») для пропаганды усилий общества по охране, защите и развитию прав, свобод и законных интересов детей, для изменения общественного сознания в направлении поддержки института семьи и поддержки детства – как наиболее значимых приоритетов для безопасности и развития страны в будущем

· Развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением прав и законных интересов детей. Необходимо, чтобы депутаты законодательных органов власти всех уровней имели право назначать представленных общественными организациями общественных инспекторов, как это предусмотрено разработанным общественными организациями проектом закона «Об общественном контроле за соблюдением прав несовершеннолетних в Российской Федерации». Следует также предусмотреть соответствующее расширение сферы действия ФЗ «Об общественной палате» в части осуществления общественной экспертизы и общественного контроля за деятельностью СМИ, а также по формированию российского информационного пространства, дружественного детям.

4. В нашем обсуждении можно выделить еще один момент: это использование территориального подхода в работе по защите семьи, женщин и детей.Т.е. должны учитываться территории, где они живут, территории как источник их проблем, территории, как места, где эти проблемы должны быть решены не только с помощью властных полномочий, но и общественностью, самим населением. Переход к территориальному принципу сможет обеспечить процесс становления местного сообщества, а самодеятельные инициативы граждан выполнят функцию социальной инновации для решения проблем территории в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации