Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и

Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и

общества (решение кейса) ТЕТРАДЬ

Функции Конституции-это ее государственно-общественное назначение:

1) Экономическая. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.

2) Воспитательная. В самой Конституции провозглашается принцип казахстанского патриотизма, бережного отношения конституция национальной истории и культуре, сохранения межнационального согласия и др.

Сущность Конституции определяется фактическим соотношением политических сил в обществе и отражает реальное распределение власти в государстве.Конституция выступает в качестве публичного договора власти с народом, где определяются взаимные права и обязанности обеих сторон.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в

Республике Казахстан (решение кейса) ТЕТРАДЬ

Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Филиация применяется на основе принципов «права крови» и «права почвы». «Право крови» предполагает приобретение ребенком гражданства в зависимости от гражданства родителей, а «право почвы»- по месту рождения.

Прием в гражданство иностранца по его заявлению называется натурализацией.

Права и свободы человека- это освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты.

Конституционные обязанности- это мера должного, обязательного, необходимого поведения субъекта конституционно-правовых отношений на основе и в соответствии с конкретными нормами Конституции.

Бипотриды(лат.+греч.)- лица с двойным гражданством. Это лица, имеющие гражданство одной страны и имеющие также доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Апотриды (греч.+греч.)- лица без гражданства. Это лица, которые не имеют гражданства РК и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

5. Избирательное право Республики Казахстан (решение кейса)

Избирательные органы.

Подготовку и проведение выборов в РК организуют государственные избирательные органы. Эти органы образуют единую систему, в которую входят:

- центральная избирательная комиссия (ЦИК) Республики,

- территориальные избирательные комиссии,

- окружные избирательные комиссии,

- участковые избирательные комиссии.

ЦИК состоит из Председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК.

ЦИК наделен следующими полномочиями:

- осуществляет контроль на территории РК за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает единообразное применение этого законодательства;

- организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

- образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента;

- осуществляет руководство избирательными комиссиями; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства, выделенные на выборы и т.д.

Территориальные избирательные комиссии: областные, городские, районные- образуются решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления.

Территориальные избирательные комиссии образуются в составе от 9 до 15 членов не позднее, чем через семь дней после назначения выборов.

Решениями соответствующих акимов образуются окружные избирательные комиссии в составе 9-15 членов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах.

Участковые избирательные комиссии образуются в составе 9-15 членов решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.

Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их деятельности, предоставлять им необходимые сведения и материалы. Давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок.

При выборах Президента РК избирательные округа не создаются. Вся территория РК является одним избирательным органом по выборам Президента.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одномандатные территориальные округа с примерно равной численностью избирателей.

Избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента образуются ЦИК. Избирательные округа по выборам депутатов маслихатов образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах образуются избирательные участки.

Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане РК, обладающие активным избирательным правом, общественные объединения. Используются СМИ, проводятся публичные предвыборные мероприятия (собрания, встречи с избирателями, шествия и т.д.). Выпускаются и распространяются печатные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при исполнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию.

Закон запрещает проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатного или на льготных условиях товаров, услуг. Выплатой денежных средств либо обещанием таковых.

С момента регистрации в избирательной комиссии кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в СМИ. Дляпроведение предвыборных мероприятий избирательные комиссии выделяют кандидатам равную сумму денежных средств.

По желанию кандидатов могут создаваться инициативные группы граждан, которые регистрируются в избирательных комиссиях. Они создаются для сбора подписей избирателей в поддержку выдвигаемой кандидатуры в Президенты, депутатов Сената Парламента, проведения агитационной кампании в поддержку или против той или иной кандидатуры.

Кандидаты вправе иметь доверенных лиц. Они помогают кандидатам в проведении агитационной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов в отношения с государственными органами, организациями, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Они регистрируются в избирательных комиссиях.

Референдум

Одной из форм непосредственной демократии в Казахстане является Республиканский референдум. Республиканский референдум-это всенародное голосование по проектам Конституции, Конституционных законов, законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни РК.

Источниками избирательного права РК являются Конституция РК, Конституционный Закон РК от 2 ноября 1995 года № 2592 «О Республиканском референдуме» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2008 г.).

В теории права референдумы подразделяются на два вида: Республиканский и местный. Однако Конституция РК не предусматривает института местного референдума.

Решения, принятые референдумом, имеют обязательную силу на всей территории РК и не нуждаются в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики.

В Конституционном законе «О Республиканском референдуме» установлен порядок инициирования, назначения и проведения Республиканского референдума.

Инициативу о проведении Республиканского референдума могут проявить Президент РК, Парламент РК, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту РК. Правительство РК также может обратиться с инициативой о назначении референдума к Президенту Р. Все это осуществляется с оформлением соответствующих постановлений. Граждане РК в количестве не менее чем 200 000 человек, обладающих правом на участие в Республиканском референдуме, и в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и город Республиканского значения, могут обратиться с инициативой к Президенту. Изучив представленные от Парламента, Правительства либо установленного числа граждан документы и содержание предлагаемых на референдум вопросов, Президент РК принимает решение о назначении референдума либо об отклонении инициативы о его проведении.

Исключительное право назначения референдума принадлежит Президенту РК и оформляется в виде соответствующего Указа.

Не могут быть предметом референдума вопросы:

1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;

3) административно-территориального устройства и границ Республики;

4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

5) бюджетной и налоговой политики;

6) амнистия и помилование;

7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.

При проведении референдума ЦИК исполняет функции Центральной комиссии референдума, территориальный избирательные комиссии территориальных комиссий референдума, участковые избирательные комиссии выступают в роли участковых комиссий референдума. Составление списков лиц, участвующих в голосовании на референдуме, время, место, организация и порядок его проведения устанавливаются по правилам, установленных в Конституционном законе «О выборах в РК». При этом о времени и месте голосования граждане оповещаются не менее чем за 10 дней до дня голосования.

Для того, чтобы референдум состоялся, в нем должны принять участие более половины граждан, обладающих правом участвовать в нем. Решение считается принятым, если более половины лиц, принявших участие в референдуме, ответили положительно на поставленный вопрос. Решением Центральной комиссии референдума в случае нарушения Конституции или соответствующих законов итоги референдума могут быть признаны недействительными в целом или на отдельных участках. В течении месяца на участках, где итоги референдума признаны недействительными, проводится повторное голосование. Итоги референдума публикуются в СМИ в течение семи дней со дня его проведения. Согласно Конституционному закону «О Республиканском референдуме» принятые на референдуме решения вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума, если в самих решениях, принятых этим способом, не установлен иной срок.

Казахстан

Принцип разделения властей

Это самый главный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных государствах. Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть.

Согласно Конституции РК высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является Парламент РК.

В Конституции особо выделен принцип представительности, который означает, что в РК реализуется демократическое самоопределение народа, в результате которого Парламент приобретает статус легитимного собрания представителей народа.

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса. Каждую Палату возглавляет Председатель, избранный депутатами из их числа. Мажилис представляет все население РК, а Сенат состоит из депутатов, представляющих областные маслихаты и Президента РК. В Парламенте Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Различная компетенция каждой из Палат создает «систему сдержек и противовесов» в деятельности Парламента. В этой системе Сенат осуществляет контроль за Мажилисом. Он должен содействовать принятию совершенных законов.

Законодательная власть необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения.

Исполнительная власть.

Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся: Правительство, министерства, государственные комитеты и их ведомства, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.

Правительство РК- возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Оно образуется Президентом РК в составе Премьер- Министра РК, его заместителей, руководителей Канцелярии Премьер- Министра, министров, председателей государственных комитетов РК.

Центральные органы исполнительной власти- государственные органы специальной компетенции, это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. К ним относятся:

- Министерства- орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью государственного управления, в пределах предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию.

- Государственный комитет- орган, проводящий в соответствующих отраслях государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.

- Ведомство- орган, не входящий в состав Правительства, осуществляет по вопросам, входящим в его компетенцию межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные функции.

К местным исполнительным органам относятся местные представительные органы-маслихаты- собрание депутатов, и местные исполнительные органы- акиматы.

Судебная власть.

Судебная власть необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам- судам. Она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьезные- уголовные- наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров.

Систему судов РК составляют Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) и военные суды.

Акты Президента РК.

Полномочия Президента РК реализуются через принятие им соответствующих актов. Акты Президента: указы, распоряжения, законы и указы, имеющие силу закона, в случаях, установленных Конституцией.

Указы и распоряжения Президента имеют общеобязательную силу на всей территории Республики и носят подзаконный характер. В случае, когда по инициативе Президента РК Парламент на совместном заседании двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат делегирует ему законодательные полномочия, Президент издает законы. Кроме того, если Президент РК объявит рассмотрение конкретного проекта закона срочным, то Парламент должен рассмотреть данный законопроект в течение месяца со дня его внесения. При невыполнении Парламентом этого условия Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который будет действовать до тех пор, пока Парламент не примет закон. Непринятие Парламентом впоследствии закона будет означать его согласие на то, что конкретные правоотношения будут регулироваться указом Президента, имеющего силу закона.

Указом Президента Республики:

1) осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента Республики;

2) решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти;

3) осуществляется правовой регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к компетенции Правительства и других государственных органов;

4) принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития РК.

Распоряжения Президента- организационно-оперативные акты, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности Главы государства.

Распоряжениями Президента РК:

1) осуществляется решение вопросов административно- распорядительного, оперативного и индивидуального характера;

2) в соответствии с компетенцией Президента Республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающих конституционным статусом.

Акты Президента нормативного характера вводятся в действие на всей территории Республики по истечении 10 дней после их официального опубликования, а акты Президента ненормативного характера вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты Республики или иную охраняемую законом тайну.

Для обеспечения Президента РК установлена система органов и должностных лиц, обеспечивающих его деятельность и контроль за безусловным, исчерпывающим и своевременным исполнением актов и поручений Президента. В данную систему входят:

1) Государственный секретарь РК- должностное лицо, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РК, и ему непосредственно подчиненным и подотчетным. Он в целях возложенных на него задач вправе издавать распоряжения и давать поручения структурным подразделениям администрации, центральным и местным исполнительным органам.

В ведении Государственного секретаря в соответствии с поручениями Главы государства находятся следующие вопросы:

- выполнение представительных функций;

- идеологические вопросы и связь с политическими партиями, иными общественными объединениями;

- связь с Парламентом РК;

- внесение предложений Президенту Республики по награждению государственными наградами Республики;

- деятельность следующих консультативно-совещательных органов при Главе государства: Ассамблеи народов Казахстана, Национального совета по государственной политике, Комиссии по правам человека, Комиссии по государственным символам.

2) помощник Президента РК по вопросам национальной безопасности- Секретарь Совета Безопасности РК.

3) Администрация Президента РК. Администрация- государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Главе государства, в ведении которого находятся следующие вопросы:

- общий контроль за государственными органами, в том числе контроль за исполнением актов и поручений Главы государства;

- вопросы внутренней политики;

- анализ и прогнозирование политической ситуации;

- подготовка и правовая экспертиза законов и актов Президента;

- вопросы судебной системы и обеспечение деятельности Высшего судебного совета Республики; Квалификационной коллегии юстиции;

- связь с местными органами государства;

- вопросы кадровой политики и реформирования государственной службы;

- вопросы гражданства и помилования;

- пресс-служба Главы государства;

- вопросы печати и массовой информации;

- ведение делопроизводства в системе, обеспечивающей деятельность Президента Республики.

В состав администрации входят: руководитель администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации, назначаемые на должность Главой государства, иные государственные служащие администрации. Структурные подразделения администрации образуются по основным направлениям деятельности администрации для выполнения возложенных на них задач. Помимо указанных органов и должностных лиц в целях осуществления конституционных полномочий Президента Республики и обеспечения его деятельности создаются Совет Безопасности, Высший Судебный Совет и иные консультативно-совещательные органы, а также учреждения и организации при Президенте РК.

В период пребывания на посту Президента РК лицо, избранное на эту должность, обеспечивается установленными законодательством социально-бытовым, транспортным, медицинским и иным обслуживанием за счет Республиканского бюджета.

8. Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан

9. Конституционно-правовой статус Правительства Республики

Казахстан

10. Конституционный контроль в Республике Казахстан

11. Конституционные основы судебной власти и правоохранительных

органов в Республике Казахстан

12. Конституционно-правовые основы местного государственного

управления и самоуправления в Республике Казахстан

Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и

общества (решение кейса) ТЕТРАДЬ

Функции Конституции-это ее государственно-общественное назначение:

1) Экономическая. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.

2) Воспитательная. В самой Конституции провозглашается принцип казахстанского патриотизма, бережного отношения конституция национальной истории и культуре, сохранения межнационального согласия и др.

Сущность Конституции определяется фактическим соотношением политических сил в обществе и отражает реальное распределение власти в государстве.Конституция выступает в качестве публичного договора власти с народом, где определяются взаимные права и обязанности обеих сторон.

Наши рекомендации