Требования к профессиональной подготовленности специалиста
7.1.1. Специалист в области регионоведения по своему профессиональному предназначению должен:
иметь представление об основных этапах развития системы международных отношений; понимать механизмы и факторы ее развития; знать место изучаемого региона в системе международных отношений;
знать истоpию возникновения и современное состояние регионоведения и комплексного страноведения как дисциплины;
знать основные этапы политической истории России, процессы смены политических систем и режимов, особенности развития политической культуры и идеологии; знать историю развития политических учений, уметь соотносить ее с развитием политической системы общества и его политической культуры;
знать основные этапы истории внешней политики России, факторы смены стратегических внешнеполитических установок;
знать важнейшие пpоблемы внешней и внутpенней политики Pоссии, совpеменных междунаpодных отношений; положения важнейших междунаpодно-пpавовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и дpугих междунаpодных оpганизаций, pегламентиpующих деятельность в области междунаpодных отношений, межрегионального, гуманитаpного и культуpного сотpудничества непосредственно связанные со специализацией;
знать историю региона (страны) в контексте всемирно-исторического процесса; основные этапы и особенности исторического развития общества, свободно ориентироваться в его социально-экономической, политической и интеллектуальной истории;
знать этногенез, современный национально-этнический состав и социальную структуру населения региона; его национально-этнические проблемы;
знать политическую систему региона: конституционное устройство, характер политического режима, строение и функционирование всех ветвей власти в центре и на местах, политические партии, группы интересов и общественные организации, особенности политической культуры и политического участия, специфику политического процесса;
знать особенности общественного развития изучаемого региона, уметь моделировать и прогнозировать региональные социально-политические и культурные процессы;
знать внешнюю политику страны (региона), ее национальные интересы и приоритеты, доктрины, методы и механизм реализации внешней политики, ее взаимосвязь с внутренними факторами, процесс принятия внешнеполитических решений;
знать научное и культурное наследие региона (страны), его место и роль в мировой культуре, проблемы культурной идентичности и взаимодействия национальных культур;
знать основы экономической географии, экономику изучаемого региона (страны); уровень развития народного хозяйства и его отдельных отраслей, состояние и тенденции развития национального рынка в мирохозяйственной системе;
свободно ориентироваться в тенденциях развития мировой и региональной экономики, проблемах современной экономической интеграции, адекватно представлять место и роль России в этом процессе, ее подходах к проблеме включения страны в систему мирохозяйственных связей;
разбираться в основных проблемах внешней политики и национальной безопасности России на современном этапе, знать историю развития этих проблем, понимать подход России к этим проблемам и факторы, его определяющие, разбираться в основах внешнеполитических концепций Российской Федерации;
детально разбираться в важнейших международных проблемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции России, в том числе в проблемах, существующих в зоне "ближнего зарубежья", знать генезис этих проблем, уметь прогнозировать их развитие;
иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в специализированных областях международных отношений, внешней и региональной политики Российской Федерации, изучаемого региона (страны);
уметь планиpовать внешнеполитические, пpопагандистские, инфоpмационные кампании, владеть навыками социального и политического маpкетинга, уметь оpганизовать пpотокольно-деловые меpопpиятия; свободно владеть pитоpикой, пpиемами и методами публичного выступления, владеть культуpой pечи, навыками пропаганды и публицистики;
владеть языком (языками) изучаемого региона (страны), соответствующими навыками речевой деятельности в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой, социально-культурной сферах общения; знать языковую ситуацию и особенности языковых процессов в изучаемом регионе; систему транслитерации имен, уметь использовать ее при описании реалий изучаемого региона (страны);
владеть методами комплексного исследования социально-экономической жизни изучаемого региона и уметь использовать его результаты для обобщающих выводов и оценок; иметь представление о методах и результатах исследований в области этнографии, археологии и диалектологии изучаемого региона.
владеть категориальным, понятийным аппаратом современных политических наук, знать современные политические теории и концепции, уметь применять основы этих знаний при анализе и прогнозе развития внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных отношений;
владеть методами и техникой конкретных политических исследований, в том числе сравнительных и ретроспективных.
7.1.2. По общей фундаментальной подготовленности специалист в области регионоведения отвечает следующим требованиям:
имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, знаком с принципиальными проблемами современного естествознания, развития науки и техники, понимает их социально-экономические и политические последствия;
знаком с основными учениями в области политических, правовых и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывает их в профессиональной деятельности;
знает основные этапы истории России, ее политики, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической преемственности;
способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;
способен приобретать новые знания, методически и психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;
умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;
владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ, способен определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными проектами;
готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способен находить и принимать управленческие решения, знает основы педагогической деятельности.