Глава 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4

1. Общая характеристика понятия юридической ответственности……………6

1.1. Сущность юридической ответственности……………………………..........6

1.2. Цели и функции юридической ответственности…………………………...8

1.3. Виды и санкции юридической ответственности………............................11

2. Исключение и освобождение от юридической ответственности………….16

2.1. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность………...16

2.2. Основания освобождения от юридической ответственности………........19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...23

Введение

Современные государства всегда прикреплены к определенной территории. Территориальная целостность и нерушимость границ является первостепенным признаком любого государства. Его определяет такая сущностная характеристика государства, как суверенитет.

Государство, расположенное на определенной территории, на которой проживают его граждане, может быть неоднородным по своему строению. Ведь граждане одного государства могут исповедовать разные религии, иметь разную культуру и говорить на нескольких языках. Однако насколько бы частей не было разделено государство, все они образуют единую территорию и имеют единые органы государственного управления. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 1) Россия является федеративным государством[1].

Способы интеграции населения на территории, связь граждан с помощью политических и территориальных образований выражает понятие «форма государственного устройства».

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что унитарное государство как форма государственного устройства является наиболее простой и самой распространенной формой устройства государства.

Цель курсовой работы – изучение характерных черт унитарного государства как формы государственного устройства, его достоинств и недостатков в рамках политико-правовой эволюции государства.

Объект курсовой работы – унитарное государство как форма государственного устройства.

Предмет курсовой работы – теоретические проблемы определения сущности унитарного государства как формы государственного устройства и выявление его достоинств и недостатков.

Исходя из поставленных целей, можно выявить следующие задачи курсовой работы:

1. Раскрыть сущность и признаки унитарного государства как формы государственного устройства;

2. Рассмотреть принципы образования унитарных государств;

3. Раскрыть достоинства и недостатки унитарного государства как формы государственного устройства.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в условиях современного развития особую роль играет изучение проблемы политико-правового и исторического становления унитарного государства как формы государственного устройства в рамках государства как важнейшего института политической системы общества.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение научной литературы;

2. Анализ нормативно-правовой базы;

3. Изучение трактатов мыслителей прошлого.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких ученых, как А.Б. Венгеров, В.И. Власова, К.С. Гаджиев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Р.Т. Мухаев.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства

1.1 Форма государства – модель внутреннего устройства государства

История существования государства говорит о том, что во все времена в разных государствах присутствовали особенные черты, которые позволяли отличать одно государство от другого.

В силу этого управление государством приобретает некоторые особенности и специфические черты[2].

Так, например, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из её формы. Кант относился к форме государства как к способу упорядочения государственности, единения её слагаемых[3].

Таким образом, форма государственного устройства как элемент формы государства имеет очень большое значение. Совокупность территориальных признаков, а также способов осуществления власти в государстве во многом и определяют форму территориального устройства данного государства.

1.2 Форма государственного устройства: понятие и виды

Когда государство достигает определенной численности населения и размера территории появляется необходимость разделить всю территорию страны на небольшие территориальные единицы (штаты, земли, края), это способствует лучшему развитию, а так же эффективному управлению страной в целом.

Заключение

В курсовой работе была дана общая характеристика унитарного государства как формы государственного устройства. Для более полной характеристики унитарных государств была рассмотрена структура, а так же история зарождения и становления унитарных государств запада и западной Европы. В ходе работы были учтены мнения ученых в споре о том, какая форма государственного устройства присуща Российской Федерации, а также о существовании промежуточной формы между федерацией и унитарным государством.

Понятие форма государства является объединяющим понятием, которое включает в себя всю совокупность внутренней структуры любого государства. В эту совокупность входит и форма государственного устройства, основными видами которого являются унитарная и федеративная форма. Главное отличие унитарного государства от федерации в том, что унитарное государство имеет единые для всей страны органы государственной власти, в федерации же имеются две системы органов власти (федеральные и органы управления субъектов федерации).

Так, унитарная форма государственного устройства помогает сформировать целое, единое государство, в котором все административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус. Анализ проведенного исследования показывает, что в наше время происходит повышение интереса к данной форме государственного устройства, а так же к её синтезу с федеративной формой.

Таким образом, унитарное государство на сегодняшний день является самой распространенной формой государственного устройства. Это обуславливается тем, что такая форма государства имеет ряд значительных достоинств и идеально подходит для государств со средней или малой территорией. По мере развития небольших унитарных государств они могут преобразоваться в конфедерацию, а в дальнейшем и в федерацию.

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

1.2 Конституция Итальянской Республики от 27.12.1947 (с изм. и доп. от 02.10.2007) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Специальная литература

2.1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 607 с.

2.2 Власов В.И. Теория государства и права: учебное пособие / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 332 с.

2.3 Говоренкова Т. «Не много ли Москва на себя берет? Как нам наладить правильные отношения между столицей и всей Россией» / Т. Говоренкова, А. Жуков, Д. Савин // Муниципальная власть. – 2010. – № 6. – С. 98 – 113.

2.4 Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс: учебник для бакалавров / К.С. Гаджиев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 467 с.

2.5 Лукьянова Е.А. «Золотая середина» российского централизма, или еще раз об истоках федеративной природы России / Е.А. Лукьянова // Право. Журнал высшей школы экономики. – 2015. – № 1. – С. 4 – 21.

2.6 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права: учебник. – М.: 2014. – 704 с.

2.7 Малько А.В. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.

2.8 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник – М.: Издательский дом «Дело», 2013. – 432 с.

2.9 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 585 с.

2.10 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Норма, 2013. – 464 с.

2.11 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 560 с.

2.12 Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2015. – 496 с.

2.13 Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 744 с.

2.14 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2014. – 400 с.

2.15 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. М.М. Рассолова – М.: Юстицинформ, 2012. – 735 с.

2.16 Федорец М.Н «Федерация или все-таки унитарное государство?» / М.Н. Федорец // Государство и право. – 2011. – № 10. – С. 113 – 117.

2.17 Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устройства Российской федерации / М.Н Федорец // Государство и право. – 2015. – № 4. – С. 98 – 101.

2.18 Хропанюк В.Н. Теория государства и права; под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 323 с.

2.19 Цветкова О.В. Система государственного управления как элемент политико-территориальной структуры / О.В. Цветкова // Власть. – 2014. – № 11. – С. 101 – 104.

3. Электронные ресурсы

3.1 http://www.vevivi.ru/best/Osnovnye-podkhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-vlasti-ref59178.html

3.2 http://www.strana-oz.ru /2004/2/formy-gosudarstvennogo-ustroystva-i-pravleniya

3.3 http://constitutional_law_russia.academic.ru/624/Сообщество_(союз)_ государств

3.4 http://www.studfiles.ru/preview/1874730/page:7

3.5 http://fb.ru/article/199004/chto-takoe-imperiya-primeryi-iz-istorii

3.6 http://sugvant.ru/unitarnoe-gosudarstvo-unitarizm-priznaki-unitarnogo-gosudarstva

3.7 http://studopedia.ru/7_22489_modul-II-politicheskie-instituti-v- respublike-belarus-i-v-sovremennom-mire.html

3.8 http://www.studfiles.ru/preview/5765630/page:3

3.9 https://ru.wikipedia.org/wiki/Форма_государственного_устройства

3.10 http://studopedia.su/12_63176_unitarnoe-gosudarstvo.html

3.11 http://mybiblioteka.su/2-33609.html

Пояснения к оформлению

1. Правильное техническое оформление титульного листа и самого текста курсовой работы (интервалы, выравнивание, шрифт и прочее);

2. Объем курсовой работы 30-35 листов (2 главы по 2-3 параграфа в каждой из глав; минимальный объем параграфа – 4 стр.).

3. Соблюдение порядка компонентов введения к курсовой работе (сделать небольшое вступление и далее – опора на подчеркнутые ключевые фразы); во введении обязательна ссылка на Конституцию РФ или слова Президента РФ или иного высшего государственного деятеля, высказывавшихся по рассматриваемой теме;

4. Правильное оформление ссылок (сносок) на страницах согласно ГОСТу (на каждой странице минимум 1 ссылка);

5. Использовать литературу датированную только 2011 – 2016 гг.;

6. Правильное оформление списка источников и литературы (общее количество не менее 30 наименований).

[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»

[2] Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устройства Российской федерации / М.Н Федорец // Государство и право. – 2015. – № 4. – С. 98.

[3] Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. М.М. Рассолова. – М.: Юстицинформ, 2012. – С. 73.

Наши рекомендации