Понятие и сущность «умного регулирования». Концепция «умного регулирования»

Ведущим течением в современной регуляторике и в ее главной составляющей, оценке регулирующего воздействия, является тщательное исследование, оценка факторов и правильный подбор регулятивных мер. В далеком 2010 году была провозглашена ориентация на концепцию «умного регулирования».

Умное регулирование – это, прежде всего, формирование объединенной системы оценки регулирующего воздействия (на экономику, экологию и общество в целом на всех этапах государственно-управленческого цикла), от проектирования актов, повышения прозрачности и понятности решений до очистки и упрощения настоящего законодательства, совокупность институтов кооперации контрольных, исполнительных, законодательных органов власти, а также вовлечение групп интересов и граждан.

Концепция умного регулирования (smartregulation) была разработана в середине 90-х гг.XX в. Ее основное направление - это преодоление разрыва между сторонниками расширения государственного контроля и надзора, с одной стороны, и сторонниками дерегулирования (отмены или частичного сокращения государственного регулирования в определенной сфере общественных отношений) - с другой. Умное регулирование находит общее решение, совмещая точки зрения обеих сторон.

Для обеспечения качественного и действенного государственного управления в России к 2020 году, просто необходимо формирование качественно новой системы - «умного регулирования».

В первую очередь, необходимо создание института оценки регулирующего воздействия (оценка регулирующего воздействия – это определение целей, задач, а также выявление издержек и выгод введения нормативного акта с целью недопущения необоснованных издержек для бизнеса, бюджета, иных лиц, выявления наиболее оптимального механизма достижения задач с учетом минимизации издержек, обеспечения учета мнения бизнеса, иных заинтересованных сторон и лиц), для развития которого нужно создать благоприятную институциональную среду, включить механизмы общественного участия, использовать лучшие методические ходы и современные информационные технологии. А также таких институтов умного регулирования, как:

· Создание при Правительстве РФ Рабочего органа (Совета) по защите инвесторов и контролю над нормами

· Внесение в регламент Государственной Думы РФ требования расчета ФЭО законопроектов не только относительно расходов бюджетов разных уровней, но и относительно издержек и выгод бизнеса и организаций бюджетного сектора

· Активное использование правовых «экспериментов»: нормативно-правовой акт (официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение) с «конечным» сроком действия, со статьям о проведении регулярной (отслеживающей, срочной) оценки эффективности нормативно-правового акта и т.п.

· Создание механизмов вовлечения адресатов регулирования (бизнес, некоммерческие организации, граждане) в проектирование нормативно-правового акта (интернет-панели, общественная экспертиза, публичные консультации и т.п.)

Государственное управление, его принципы, методы решения задач и достижения целей, мотивы и способы управления должны быть доступны и просты для понимания. Должно быть образовано понятное государство, включающее переход к ясному языку правотворчества, понятному конечным потребителям (адресатам регулирования), создание единого государственного информационного ресурса оценки регулирующего воздействия, обеспечивающий раскрытие проектов нормативно-правового акта на ранних стадиях разработки, иных материалов, отражение на Интернет-сайтах органов публичной власти планов и программ, в соответствии с которыми готовятся решения исполнительной власти, самих проектов актов, информационных и аналитических материалов к ним, результатов ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов («электронное досье»), привязка к сайтам госорганов форумов для обсуждения проектов решений и реального воздействия действующих актов.

Но возможно ли осуществление «умного» управления в России в наши дни? Внимательно изучив предпосылки перехода нашей страны к концепции умного регулирования, можно отметить, чтоидее предварительной оценки законопроектов с участием общественности в России более 100 лет. Так при премьер-министре П.А. Столыпине в 1908-1910 гг. активно работал “Совет по делам местного хозяйства”, где законопроекты подготавливались совместно — чинами министерств, губернаторами, предводителями дворянства, представителями городов и земств. Цель этого длительного, но эффективного процесса заключалась в том, «чтобы законы не были созданием чиновников, но проверялись бы людьми жизни». Поэтому, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что внедрение «умного» управления в суровые российские реалии возможно (так как предпосылки этому были созданы больше века назад), но только с приложением огромных усилий для формирования новой системы.



Наши рекомендации