Судоустройство Российской империи первой половины 18 в.
При определении наказания большое значение для суда имела социальная принадлежность подсудимого. Принадлежность подсудимого к низшим социальным слоям населения являлась усиливающим фактором его виновности и наказания. Наиболее важные дела царь разбирал сам лично, либо поручал разбирать другим. Так, Для следствия по делам, разбираемым единолично царем, создавались временные канцелярии розыскных дел. Следующим органом являлся Сенат, он руководил всеми коллегиями, подчинял себе и Юстиц-коллегию. Он являлся высшей апелляционной инстанцией, решения его были окончательными, и не разрешалось подавать жалобы на них под страхом смертной казни. Сенат рассматривал дела и в качестве первой инстанции. Каких-либо правил подсудности Сенату как суду первой инстанции не было. Его суду подлежали за должностные преступления сенаторы. Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников обладали приказы и коллегии. Коммерц-коллегии были подсудны торговые и вексельные дела и дела, в которых участвовали иностранные купцы. Вотчинная коллегия разбирала дела о земельных спорах помещиков. Мануфактур-коллегия судила членов цехов, мастеров, учеников, фабричных рабочих, подчиненных ей. Камер-коллегия разбирала преступления против финансовых интересов казны. Юстиц-коллегия являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Она была также и судом первой инстанции, ее суду подлежали чиновники-иностранцы, служившие в коллегиях, и все лица, находившиеся в ведении Синода, по делам, за которые присуждали к смертной казни. Юстиц-коллегия вырабатывала общие правила деятельности нижестоящих судов, производила определенную работу по обобщению судебной практики.
В 1713 г. в губерниях были учреждены ландрихтеры, обязанностью которых было осуществлять судебное разбирательство. С 1719 г. территория страны была разделена на судебные округа, в которых создавались надворные суды. Они были созданы в 10 городах.. Надворный суд - суд первой инстанции и апелляционная инстанция для дел, рассмотренных нижним судом. В качестве суда первой инстанции он рассматривал дела о должностных преступлениях, расследованные по доносам фискалов, а также все уголовные и гражданские дела в городе, где находился надворный суд, при отсутствии нижнего суда. Надворные суды утверждали проекты приговоров нижних судов к таким мерам наказания, как смертная казнь или политическая смерть. В 1720 г. были учреждены при надворных судах прокуроры, которые должны были следить за правильной деятельностью суда, за соответствием судебных решений закону. В каждой провинции были созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и одного или двух асессоров. В городах, находившихся от провинциального центра более чем за 200 верст, воевода мог назначать судебного комиссара, который мог рассматривать иски на сумму до 80 руб., а также незначительные уголовные дела. Остальные дела рассматривались провинциальными судами. В качестве высшей судебной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды. По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и Главный магистрат. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии. Для духовенства судебными органами являлись: духовных дел управители, консистория при епархиальных архиереях, Синод. В 1722 г. судебные учреждения подверглись серьезной реформе. Помимо гражданских судов был создан военный суд, состоящий из двух инстанций. Высший военный суд, разбирал дела высших воинских чинов, преступления целых воинских частей, дела о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими. Он являлся также апелляционной инстанцией по отношению к полковому военному суду. При каждом суде был аудитор, функцией которого являлось наблюдение за законностью решений и правильным ведением процесса.