Президиум Верховного Совета Белорусской ССР
За это депутаты от оппозиции на первой сессии обрушились с критикой в адрес Президиума Верховного Совета БССР, обвиняя Президиум в превышении своих полномочий. При этом они упускали из виду, что, несмотря на внесенные в октябре 1989 года изменения и дополнения в Конституцию Белорусской ССР, Президиум в течение переходного периода (вплоть до начала работы первой сессии Верховного Совета 12-го созыва) сохранял свои прежние полномочия и вправе был в период между сессиями Верховного Совета действовать от его имени. Как показали последующие события, Заявление Президиума от 29 марта 1990 года так и осталось на бумаге.
Ознакомление с повесткой дня третьей сессии Верховного Совета показывает, какие крупные и важные для развития национальной правовой системы вопросы в сфере законотворчества предлагалось рассмотреть. Изначально было утверждено 37 вопросов (в последующем повестка постоянно дополнялась новыми вопросами). Среди них такие проекты законов: о собственности в Белорусской ССР, о Кодексе о земле, об аренде, о предприятиях, о банках и банковской деятельности в Белорусской ССР, о Национальном банке, о государственном плане на 1991 год, о государственном бюджете на 1991 год, о местном самоуправлении и местном хозяйстве, о правах граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, о концепции нового Союзного договора, о налогах с предприятий и организаций, о подоходном налоге с граждан, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, об экономической несостоятельности и банкротстве, о милиции, о гражданстве Белорусской ССР, о социальной защите малообеспеченных граждан, об индексации доходов населения с учетом инфляции, о занятости населения и др.
Только название подготавливаемых к рассмотрению проектов подтверждает, что время стабильности давно закончилось и высшему представительному органу Белорусской ССР пришлось решать ранее неведомые вопросы, отчасти упреждая негативные явления, а чаще реагируя на свершившиеся факты.
Итоги работы третьей сессии Верховного Совета свидетельствовали об интенсивной законотворческой работе. Был принят блок чернобыльских законов. В частности, закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон был подготовлен с учетом выработанной Академией наук и другими ведомствами республики концепции, а также проекта союзной концепции, одобренной Координационным Советом по научным проблемам при Президиуме Академии наук СССР, предложений общественных объединений и граждан, в том числе ликвидаторов последствий аварии. Закон определял подходы государства к решению вопросов, связанных с переселением граждан из районов, пострадавших от аварии, устанавливал систему льгот и компенсаций в зависимости от степени радиоактивного загрязнения. В зоне постоянного радиационного контроля вводилась система процентных доплат к зарплате. Были установлены критерии компенсации при отселении и размещении на новом месте жительства людей, льготы по медицинскому и пенсионному обеспечению, решены другие вопросы социальной защиты граждан. С этим же актом тесно связан и другой закон, который был принят на третьей сессии в первом чтении – «О статусе территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению». В нем давалось определение зон радиоактивного загрязнения, устанавливались их правовой режим, допускаемые виды деятельности, обязанности владельцев и пользователей земли. На сессии была также принята Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Особая заслуга в подготовке и принятии указанных решений принадлежала Председателю Комиссии по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обеспечении безопасного проживания населения республики И. Н. Смоляру. Он был, на наш взгляд, нетипичным представителем партийной элиты. И. Н. Смоляр был не только человеком грамотным, но и не чурался рутинной работы. Нередко приходилось видеть, как он допоздна трудился над формулировками статей проектов законов, размышлял и дискутировал по поводу их концепции. Ведь противодействие в данной сфере тоже было. Именно, благодаря ему, его аргументам и поддержке депутатов и были приняты в 1991 году названные акты в соответствующей редакции. Полагаем, что слова благодарности вполне уместно сказать этому человеку, к сожалению, уже ушедшему из жизни. Активно работал и отстаивал интересы людей, оказавшихся на загрязненных территориях, Иван Иванович Титенков, работавший секретарем указанной комиссии, и в последствии ставший первым Управляющим Делами Президента Республики Беларусь.
Большая нагрузка легла на постоянную комиссию по экономической реформе, которую возглавил опытный хозяйственник, хорошо знающий экономику и юриспруденцию, Леонид Петрович Козик. Этой комиссией был подготовлен ряд фундаментальных законов, создавших основу для функционирования экономики республики в условиях новой политической ситуации, перехода от административно-командной системы к рыночной. Владимир Гилярович Гаркун, возглавивший комиссию по аграрным вопросам, стоял у истоков развития частной собственности на землю, фермерства, выработки мер по защите тружеников села.
Эти талантливые руководители успешно проявили себя на парламентском поприще.
Особо отметим принятое на третьей сессии Верховного Совета постановление об утверждении Положения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20—50-х годах (в дальнейшем эти периоды увеличивались и окончательно речь уже шла о 20-50- 80-х годах). Возглавил работу по реализации указанного Положения Председатель созданной при Верховном Совете БССР комиссии по оказанию содействия в обеспечении прав и интересов реабилитированных и их семей и увековечении памяти жертв репрессий, имевших место в период 30-х—40-х и начала 50-х годов, Виктор Алексеевич Пискарев. Насколько представляется, инициатива в создании такой комиссии принадлежала В.А. Пискареву. Тогдашнее партийное руководство страны восприняло эту идею без энтузиазма. О работе этого человека в указанной должности можно много сказать добрых слов. До перехода в Парламент Виктор Алексеевич длительное время работал в системе МВД, в том числе был Министром внутренних дел Белорусской ССР. Знал все азы милицейской работы. Профессионал. В процессе моей работы в Парламенте дал много разумных советов, помог многим людям, которые к нему обращаись по роду работы Комисссии и как к депутату. Вклад этой комиссии в дело восстановления законности огромен и он еще должен быть оценен по достоинству.
Если оценивать в целом Верховный Совет БССР двенадцатого созыва (1990-1995 г.г.), то в его составе работало много лиц, которые в последующем заняли высокие должности в государстве, стали заметными политиками. В его составе начал свою депутатскую деятельность первый Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, первый Глава Администрации Президента Л.Г.Синицин, первый Управляющий Делами Презедента И.И. Титенков и многие другие. Они закладывали основы деятельности независимого белорусского государства.
Не было равнодушных на сессии при обсуждении концепции нового Союзного Договора. Еще 19 июня 1990 года Верховный совет Белорусской ССР принял постановление «О полномочных представителях Верховного Совета Белорусской ССР по подготовке нового Союзного Договора». Ими стали В.И.Шолодонов, В.Н.Заблоцкий, В.Д.Даниленко. Позднее Президиум Верховного Совета республики утвердил группу экспертов из числа других депутатов, а также специалистов (ученых и практиков).
В дальнейшем Верховный Совет неоднократно обращался к вопросу о Союзном Договоре.
Ниже приводим текст принятого в феврале 1991 года постановления.