Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи- это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде,передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и де­ятельности и в силу длительности своего существова­ния становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

В основе обычаев лежат образцы конкретного пове­дения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности.

Отсю­да высокая детализированность их предписаний, пред­ставляющих, по сути дела, достаточно подробное описа­ние самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраня­ет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами.

Собственно, обычай можно считать сформи­ровавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведе­ния он становится поведенческим стереотипом (привы­чкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспече­ния, отсутствие необходимости в определенном принуж­дении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным

нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного

принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущест­венно как «отношение» юридических норм к существу­ющим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводит­ся к трем основнымвариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полез­ные с точки зрения общества и

государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества

обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бы­товым поведением людей.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исклю­чительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.

Исторически обычаи относятся к числу самых ран­них социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Обле­ченные в письменную форму,в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т. п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактичес­ки не знают.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохра­нивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная нор­ма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Дру­гими словами, в этом случае обычай приобретает юриди­ческий статус без его текстуальной формулировки в пра­вовом документе.

Наши рекомендации