Закат «великого княжества»: от свидригайло до казимира
После Витовта Великим Князем Литовским стал Свидригайло Ольгердович (1430-1432гг.), сын Ольгерда и Ульяны Тверской. Он был избран на престол боярским решением. Коронация прошла 4 декабря 1430 года. Свидригайло сразу после коронации заявил Ягайлу, что он разрывает унию с Польшей, не собирается клясться в верности и подчиняться польской короне. Свидригайло объявил собственным подданным: «Я не с его ласки, но с Божьей и по праву природного моего великий князь; имею теперь время отомстить ему за давние обиды, пускай будет благодарен, что я до этого почитаю и уважаю его просто, как старшего брата и короля польского».[39]Между Литвой и Польшей вновь началась война, в ходе которой Ягайло был взят в плен, а затем на определённых условиях из него освобождён. Но главный конфликт у Свидригайло был с младшим братом Витовта, Сигизмундом Кейстутовичем. Первого поддерживала русская знать, второго – литовская и польская знать и католическая церковь. Началась своего рода очередная гражданская война. В 1432 году Сигизмунд берёт Вильно и объявляет себя Великим Князем Литовским, автоматически отнимая этот титул у Свидригайло. В 1434 году Ягайло и Свидригайло сумели договориться о прекращении войны, но с этим не согласились соратники Сигизмунда. Умирает Ягайло, и Свидригайло обращается за помощью к Московскому государству, но то оказалось не в силу помочь ему из-за междоусобицы после смерти Василия Дмитриевича. Свидригайло стал терпеть поражение за поражением и в итоге сбежал в Молдавию. В конце 1437 года власть Сигизмунда имела уже крупный масштаб. Его власть стала опираться на польское войско и католическую церковь. Эти два орудия в руках неопытного могли довести Сигизмунда до автоматического падения с Великого княжения, ведь традиции Литвы о независимом правлении были всегда превыше всего. В 1440 году должен был пройти Сейм, на котором объявили бы и утвердили независимость Великого Литовского Княжения.Но Сигизмунд был убит собственными соратниками-католиками, которые считали, что независимость приведет к власти в Литве православных. В том же году на съезде в Гольшанах Великим князем был избран Казимир Ягайлович. Он был избран с целью того, чтобы предотвратить возможность независимого княжения Великого княжества Литовского. Поляки всячески пытались ослабить Великое княжение, что могло привести к очередной гражданской войне. Но в 1444 году умирает Владислав III и польскую корону предлагают Казимиру, но он от нее отказывается, ведь считал, что его власть легитимна только на территории Великого княжества Литовского. Избрав новым королём Болеслава, польская знать и католическая церковь, желая завоевать русские земли, вновь разжигали огонь войны между Польшей и ВКЛ.
Но Казимир соглашается принять польскую корону на условиях того, что будет ликвидирована юрисдикция Кревской унии. И уже 25 июня 1447 года стал Польским королём, тем самым возглавив два суверенных государства. На этом фоне видно, как начинает возрастать политическая роль шляхты. Так в 1452 году на сейме в Вильно знать поддерживала на пост Великого князя трокского воеводу Яна Гаштольда и Семёна Олельковича. Казимир, дабы не потерять свою власть, пошел на уступки поляков. Он присоединил все свои земли к Польше и ликвидировал Великое княжение. В Литве же эти действия расценили как измену и поставили Казимиру ультиматум, в случае невыполнения которого великокняжеская власть переходила в руки Семёна Олельковича. Ультиматум он отвергнул, а литовская и русская знать в 1466 году была Казимиром разбита из-за собственной разобщенности.[40]
Казимир сохранил власть над Великим княжеством Литовским, которая стала его своеобразной опорой. Польше вновь не удалось установить свою полноценную власть над Литвой. В 1468 году Казимир издает Судебник, который сыграл роль компромисса межу католичеством и православием, как социальными единицами общества. Этот документ отражает нерешительность и шаткость легитимности и власти Казимира в Польше и Литве. Такой же шаткой власть короля остаётся вплоть до его смерти 7 июня 1492 года. За время его правления в своих принципиальных чертах была сохранена политико-правовая традиция взаимоотношений Великого княжества Литовского и Польши. Казимир не мог самостоятельной решить вопрос о наследнике престола. Новых правителей стала утверждать местная знать (шляхта). Казимир имел лишь право на просьбу, которой он воспользовался и попросил назначить его сыновей Яна Ольбрехта и Александра Казимировича польским королём и Великим Князем Литовским соответственно.[41]
Этот период ознаменовал упадок и начало разрушения Великого княжества Литовского как Литовско-Русского государства, так и независимого монархического государства. Следующие десятилетия Княжество проведёт в сплошных гражданских войнах и войнах с Россией, пока 28 июня 1569 года не будет заключена Люблинская Уния, которая официально объявит о создании нового европейского федеративного государства – Речи Посполитой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В чём же заключается тот самый феномен Великого княжества Литовского? Заключается он как в историческом значении ВКЛ, так и в том, что на протяжении всей своей истории это мощное и сильное государство не смогло получить полную политическую независимость. Оно сыграло огромную роль в российской истории, помогая в борьбе с Золотой Ордой, собирая вокруг себя русские земли, тем самым их объединяя. Возможно, не всегда это проходило спокойно и мирно, но в большинстве своём это был взаимообратный и взаимовыгодный исторический процесс. Если бы не Великое княжество Литовское, то Московскому княжеству пришлось бы сложнее. Ведь именно ВКЛ навязала русским землям единую систему государственного управления, которую затем унаследовало единое Русское государства Великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича Третьего «Великого». В восточноевропейской истории ВКЛ сыграло роль некого ускорителя и передовика. Превратившись всего за сто лет из первобытного племени в мощную европейскую державу, чего до этого не удавалось никому. До сих пор многое нам не известно о истории этого исторического государства. Жалко, что история не пощадило его и отдало на «съедение» своей же олигархии. Но Великое княжество Литовское даже в руинном состоянии стала огромным фундаментом для создания мощной европейской федерации – Речи Посполитой. Разве все эти достижения нельзя назвать феноменальными? Конечно можно, но каждый трактует историю по-разному. Это было наше видение на феномен Великого княжества Литовского – государства, которое стало образцом национальной борьбы за интересы своего народа, соседних народов, которое доказало всему миру, что даже самые слабые в миг могут стать самыми сильными, что не нужно сдавать не смотря ни на что.