Право и социально-экономический строй общества
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
42 43.
45.
46.
47. 48.
48.
Современная правовая система России в данный период ее истории перехода к правовому демократическому государству испытывает значительную модернизацию и реформацию. Несмотря ни на что с каждым годом, что бы ни говорили, уровень правосознания большей части общества повышается, у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа Новой правовой системы России.
Современная правовая система России – сложное, многогранное правовое явление, характерной особенностью которого является активное развитие, преобразование составляющих его компонентов. [2]
Необходимо отметить, что тенденции данного развития далеко неоднозначно оцениваются как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. Причем, большинство публикаций по данной проблематике акцентировано на недостатках, присущих еще советской правовой системе, впоследствии перешедших в Российскую правовую систему, а также на отрицательных тенденциях, которые были свойственны «переходному периоду» развития правовой системы России.
В начале 90-х годов правовая система Советского Союза де факте прекратила свое существование, де юре страна продолжала жить по социалистическому праву, темпы эффективных преобразований оставляли желать лучшего. Тиунова Л.Б. отмечает, что «к сожалению, конец 80-х и начало 90-х годов у нас в стране, не смотря на усилия по преобразованию общества, ознаменовались существенными сбоями в функционировании правовой системы, снижением ее целостности и эффективности, дестабилизацией образующих ее механизмов»
.
50. Понятие и виды форм (источников) права
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.
Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».
Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных I задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары» (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
51.Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрениягосударством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.
Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:
- в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;
- в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.
Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права — его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая
.