Понятие и форма государственного устройства

Понятие и предмет ТГП

Тео́рия госуда́рства и пра́ва — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории.

Предмет науки – круг вопросов и проблем, изучаемых наукой, та область объективной действительности, на которую направлено научное познание.

Предмет ТГП – изучение наиболее общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений общественной жизни, назначение государства и права.

Круг проблем, изучаемых ТГП:

1. Государство: происхождение; сущность; социальное насаждение; формы; типы; механизм (аппарат); правовое государство.

2. Право: происхождение; сущность; социальное назначение; формы (источники); типы; правовые нормы; юридические факты; толкование; система права и система законодательства; механизм правового регулирования общественных отношений; юридическая ответственность; законность; правосознание и правовая культура; правопорядок; правонарушения; правоотношения;

Особенности предмета ТГП:

1) наиболее близко связан с философией, так как изучает наиболее общие закономерности развития глобальных институтов;

2) в отличие от отраслевых юр. наук изучает государственную и правовую настройку в целом;

3) содержание предмета составляет лишь основные черты государства и права;

4) государство и право рассматривается в единстве.

Понятие метода ТГП

Метод теории государства и права – это совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.

Как и у всякой другой науки, методов у теории государства и права достаточно много, что предполагает необходимость их определенной классификации.

В настоящее время их принято делить на следующие группы:

1. Общефилософские методы.

2. Общенаучные (общие) методы.

3. Частнонаучные (специальные) методы.

Общефилософские методы представляют собой основу, на которой развивается теоретическая наука о государстве и праве. Исторический путь становления государства и права и учений о них вызвал к жизни научные школы и подходы к изучению государственно-правовых явлений, которые базировались на различных философских основах. Поэтому в данную группу входят методы, основанные на разнообразных философских течениях.

Основополагающим в данной группе является диалектико-материалис-тический метод. К группе общефилософских методов можно также отнести метод объективного и субъективного идеализма.

Группа общенаучных методов включает в себя методы, присущие различным отраслям научного знания, и довольно эффективно используются общей теорией государства и права для решения ею своих задач. Среди этих методов занимает особое место и играет исключительно большую роль логическая методология (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукции). Так же относится: исторический метод, системный, синергетический).

Частнонаучные методыпредставляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется теория государства и права как самостоятельная научная дисциплина. К этой группе обычно относятся следующие методы: Метод конкретно-социологических исследований, Метод моделирования, Статистический метод, Метод социально-правового эксперимента, Кибернетический метод и т.д.

Система и структура ТГП

Структура науки ТГП - это внутреннее строение науки ТГП, которое характеризуется её определёнными элементами, связанными между собой.
Структура ТГП рассматривается с разных точек зрения, разных позиций. В настоящее время по данному вопросу распространены следующие три точки зрения:
1. С точки зрения структуры любой науки вообще выделяют 5 основных элементов:
а) законы, которые открывает и формулирует наука; любая наука, изучая те или иные явления, всегда открывает и формулирует законы -это особенно характерно для фундаментальных наук; законы развития государства и права призвана открывать и формулировать наука ТГП;
б) категории - научные понятия, т.е. понятия, которые вырабатывает наука. Любая наука для того, чтобы изучать явления, вырабатывает категорийный аппарат (понятийный аппарат; понятия - узловые пункты знания). ТГП оперирует (вырабатывает) своими понятиями, например, понятие государства, права, формы государства и т.д. (всего их более 60);
в) частные теории. Любая наука не монолитна, она складывается из частных теорий, например, теория правосознания, законности, применения права, теория функций государства, правоотношении и т.д.
г) научные факты - истинные (достоверные, доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности (о государственно-правовых явлениях). Явления объективного мира рассматриваются как факты; научные факты - не сами явления, а знания об этих явлениях; любая наука складывается из таких знаний.
д) научные гипотезы - предположительные знания о каком-либо явлении, истинность которых пока не доказана.
2. С точки зрения предмета ТГП выделяют два основных элемента:
а) теория государства;
б) теория права.
3 - грань между государством и правом произвести достаточно сложно, поэтому существуют определенные проблемы государства и права. С точки зрения основных проблем, изучаемых данной наукой выделяют три основных элемента:
а) философия государства и права (философские проблемы);
б) социология государства и права (социологические проблемы);
в) позитивная ТГП (догма государства и права - собственно государственно-правовые проблемы).

Система и структура ТГП

Возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям˸ 1) В зависимости от метода и 2) объекта исследования.

Структура ТГП органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права. Важно заметить, что и право, и государство - самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единои̌ научной дисциплины. Это:

- единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;

- общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

- общие закономерности развития государства и права;

- соответствие исторических типов государственных и правовых систем;

- государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Право - атрибутивный признак государства. Государство не может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.

Теория государства и права следует рассматривать в 2-х аспектах:

1) как науку

2) как учебную дисциплину

Любая наука имеет свой объект, предмет и методологию.

К объекту относятся явления внешнего мира на которые распространяется познание и воздействие человека.

Предмет – это часть объекта, который исследуется данной наукой ,это круг вопросов которая данная наука изучает.

Объектом Теории государства и права выступает государство и право в целом, их различные и всевозможные проявления их воздействие и влияние на жизнь общества.

Предмет Теории государства и права это наиболее общие закономерности возникновение развития функционирования государства и права в их взаимодействии а так же взаимосвязанные с ними явления.

Методология ТГП – совокупность приёмов, способов, принципов получения знаний о государстве и праве.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

Общенаучные методы - это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

Парламентская республика.

Отв: Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские формы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской республики. К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации 1993 г. также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

Президентская Республика

Президентская республика-
это республика в которой президент избирается всеобщим тайным голосованием и формируют правительство несущее ответственность только лишь перед ним.
Президентская республика отличается след признаками:
1. Президент избирается всеобщим тайным голосованием или другим не парламентским путем.
2. Президент яв-ся одновременно и председателем правительства
3. Президент формирует правительство которая несет ответственность только лишь перед ним.
4. Президент как правила лишён права роспуска парламента, а парламент наоборот может отрешить президента от должности
Классическая президентская республика яв-ся США. Президентской республике так же можно отнести : Аргентину Бразилию Грузию

32. Эффективное государство: понятие и признаки.

Существуют различные подходы к эффективности государства. В последнее время распространяется такая точка зрения согласно которой эффективность государства определяется соответствием между социально значимыми целями государства и результатами достигнутыми. Цель государства это установление внутреннего порядка и внешней безопасности. Если такая цель не будет достигаться очевидно что государство не может быть признана эффективным
Эффективное государство предполагает определенные признаки, к ним можно отнести:
1. Оптимальная форма государства- это прежде всего подходящая форма правления
2. Правильное государственное кадровое политика
3. Высокий уровень правосознания и правовой культуры государственных служащих
4. Наличие зрелого государственного общества.

Оборона страны

И другие

Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Экономическая

Налогообложения

Социальная

Экологическая

Культурная

И другие

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Понятие и предмет ТГП

Тео́рия госуда́рства и пра́ва — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории.

Предмет науки – круг вопросов и проблем, изучаемых наукой, та область объективной действительности, на которую направлено научное познание.

Предмет ТГП – изучение наиболее общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений общественной жизни, назначение государства и права.

Круг проблем, изучаемых ТГП:

1. Государство: происхождение; сущность; социальное насаждение; формы; типы; механизм (аппарат); правовое государство.

2. Право: происхождение; сущность; социальное назначение; формы (источники); типы; правовые нормы; юридические факты; толкование; система права и система законодательства; механизм правового регулирования общественных отношений; юридическая ответственность; законность; правосознание и правовая культура; правопорядок; правонарушения; правоотношения;

Особенности предмета ТГП:

1) наиболее близко связан с философией, так как изучает наиболее общие закономерности развития глобальных институтов;

2) в отличие от отраслевых юр. наук изучает государственную и правовую настройку в целом;

3) содержание предмета составляет лишь основные черты государства и права;

4) государство и право рассматривается в единстве.

Понятие и форма государственного устройства

Форма государственного устройства– это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).

На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации, созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация- это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Межгосударственные образования (СНГ, Союз Европы).

Понятие метода ТГП

Метод теории государства и права – это совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.

Как и у всякой другой науки, методов у теории государства и права достаточно много, что предполагает необходимость их определенной классификации.

В настоящее время их принято делить на следующие группы:

1. Общефилософские методы.

2. Общенаучные (общие) методы.

3. Частнонаучные (специальные) методы.

Общефилософские методы представляют собой основу, на которой развивается теоретическая наука о государстве и праве. Исторический путь становления государства и права и учений о них вызвал к жизни научные школы и подходы к изучению государственно-правовых явлений, которые базировались на различных философских основах. Поэтому в данную группу входят методы, основанные на разнообразных философских течениях.

Основополагающим в данной группе является диалектико-материалис-тический метод. К группе общефилософских методов можно также отнести метод объективного и субъективного идеализма.

Группа общенаучных методов включает в себя методы, присущие различным отраслям научного знания, и довольно эффективно используются общей теорией государства и права для решения ею своих задач. Среди этих методов занимает особое место и играет исключительно большую роль логическая методология (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукции). Так же относится: исторический метод, системный, синергетический).

Частнонаучные методыпредставляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется теория государства и права как самостоятельная научная дисциплина. К этой группе обычно относятся следующие методы: Метод конкретно-социологических исследований, Метод моделирования, Статистический метод, Метод социально-правового эксперимента, Кибернетический метод и т.д.

Наши рекомендации