Вопрос. Понятие о композиционно-смысловой структуре научного текста.
Структура научного произведения определяется логикой мысли. Именно логика научного исследования определяет основные структурные элементы каждого научного произведения, его композицию и рубрикацию (членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации ит.д.) Рубрикация в научном произведении отражает логику научного исследования.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
- обоснование актуальности научного исследования и положительного эффекта (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);
- выявление предмета (объекта) исследования (предмет исследования - это эмпирический или абстрактный объект, описанный ранее или еще известный науке);
- выбор метода (методики) проведения исследования (метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы);
- описание процесса исследования (эксперимента) (выдвижение и обоснование гипотезы связано с применением различных типов умозаключений: сравнения, анализа, моделирования, индукции в ее различных формах, дедукции);
-обсуждение результатов исследования (решить научную задачу – значит доказать или опровергнуть заданное утверждение, вывести возможные следствия);
- формулирование выводов (полученный результат- это решение научной задачи, которое формулируется в научном произведении как вывод, в выводах излагается следствие, вытекающее из произведенной работы).
Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра и в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет композицию, и рубрикацию научного произведения.
Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.
Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную.
В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат.
В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат.
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.
Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов – от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т.п.
Так, например, композиция научной работы по математике, естественно, отличается от композиции научной работы по истории.
Научное произведение состоит из трех разделов: 1.2.3.
Цифра обозначает раздел.
Раздел делится на главы: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4…
2.1, 2.2, 2.3, 2.4…
3.1, 3.2, 3.3, 3.4…
Первая цифра обозначает раздел, вторая – главу.
Глава делится на параграфы:
1..1.1, 1.1.2, 1.1.3…
1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4.
1.3.1, 1.3.2, 1.3.4…
Первая цифра обозначает раздел, вторая – главу, третья – параграф. Соответственно параграфы глав второго и третьего разделов обозначаются:
2.1.1., 2. 1. 2, 2.1.3, 2.1.4…
2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4…
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д.
Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурным элементом текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения. Нередко и его основную мысль. Заголовок должен быть кратким (недвузначным, непротиворечивым).
Вопрос. План развернутого содержания.
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
Вопрос. План свернутого, сжатого содержания.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.