Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права

Экзаменационный билет № 1

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права

Сложность государства и права приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме, делится на три большие группы:

1. фундаментальные, к ним относятся теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права;

2. отраслевые, к ним относятся науки государствоведческого (конституционного, административного и др. права), цивилистического (гражданского, семейного и др. права), криминалистического (уголовного, уголовно-исполнительного права), процессуального и других циклов.

3. специально-прикладные, включают в себя криминалистику, судебную статистику, судебную медицину, юридическую психологию, правовую информатику и другие науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория государства и права занимается общими закономерностями развития государства и права.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, а на основе изучения права и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты.

Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то наука теория государства и права отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому объединение всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению. В конечно счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования - а видимо, в этом и состоит задача любой науки.

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

§ Действие во времени

- обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Все нормативные акты вступают в силу на территории РФ по истечению 10 дней после их опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу. Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до него.

Но обратная сила возможна если: в законе об этом сказано или закон смягчает ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу:

а.) по истечению срока

б.) в связи с заменой новым актом

в.) на основании прямого указания отмены акта

§ Действие в пространстве

- определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Действие в простарнстве зависит от : уровня гос.органа и юрид.силе акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

а.) на территорию всей страны

б.) на территорию субъекта федерации

в.) на территорию, указанную в нормативном акте

г.) на локальную территорию

§ Действие акта по кругу лиц:

-на территории РФ акты действуют в отношении всех граждан, гос.органов, иностранцев.Существуют специальные акты действующие на отдельные категории граждан

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права - student2.ru

Экзаменационный билет № 2

1. Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Теория государства и права - это наука общественная, фундаментальная, юридическая, вводная, методологическая, обобщающая.

Она способствует приведению в некую логическую систему всех накопившихся в течение веков знаний о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно- правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

Без знания того, куда направлено изучение той или иной науки, бессмысленно начинать её постегать. Так что следует дать разъяснение, что же выступает предметом изучения науки теории государства и права.

Существуют специальные черты, которые отличают предмет теории государства и права от предметов иных наук:

1. Предметом теории государства и права выступают специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Это закономерности: возникновения государства и права; перехода одного типа государства и права к другому; формирование правового государства и другие.

2. Предмет теории государства и права изучает ещё целый ряд важных, имеющих общее значение для всех юридических наук вопросов, которые тесно связаны с закономерностями государства и права (например: сущность, тип, функции, структуру и механизм действия государства и права, политическая и правовая система общества).

3. Предмет теории государства и права исследует также случайные, вероятностные связи, что позволяет лучше понять различные процессы управления в государственно-правовой сфере.

4. Изучение государства и права в их единстве - специфическая особенность. Все попытки разделить теорию государства и права на две самостоятельные научные и учебные дисциплины- теорию права и теорию государства до сих пор отторгаются большинством российских правоведов.

Делая небольшое умозаключение, стоит лишь сказать, что теория государства и права обеспечивает связь юриспруденции с другими общественными науками

2. Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х видах:

Инкорпорация –объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс­твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис­точниками достоверной правовой информации

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация –объединение нормативно-правовых актов в один новый причем это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из­данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация- особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

Экзаменационный билет № 3

Экзаменационный билет № 4

Экзаменационный билет № 5

Экзаменационный билет № 6

Экзаменационный билет № 7

Экзаменационный билет № 8

Экзаменационный билет № 9

Экзаменационный билет № 10

Экзаменационный билет № 11

Экзаменационный билет № 12

Способы толкования права.

Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.

Такими способами являются:

1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает использование законов формальной логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.

7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права - student2.ru

Экзаменационный билет № 13

Экзаменационный билет № 14

Экзаменационный билет № 15

Экзаменационный билет № 16

Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения.

Состав правонарушения является общим признаком для всех правонарушений, его наличие порождает юрид.ответственность.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права - student2.ru

Экзаменационный билет № 17

Экзаменационный билет № 18

Экзаменационный билет № 19

Экзаменационный билет № 20

Экзаменационный билет № 21

Экзаменационный билет № 22

Экзаменационный билет № 23

Экзаменационный билет № 24

Экзаменационный билет № 25

Экзаменационный билет № 26

Экзаменационный билет № 27

Экзаменационный билет № 28

Структура правовых норм.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

В современном правоведении выделяется следующая структура нормы права:

- юридическая

- логическая

- социологическая

Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Логическая структура –дополняет юридическую структуру. Она обеспечивает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. Эта взаимосвязь охватывается формулой (если(гипотеза)-то(диспозиция)-иначе(санкция))

Социологическая структура – органично связана с юрид. и логической структурами. Эта структура выражается в понятиях – смысл нормы, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права.

Классификация норм права по назначению: основные, первичные, производные, вторичные.

По содержанию: регулятивные, охранительные.

По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые.

По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,

По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие

По предмету регулирования: общие, специальные.

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

Экзаменационный билет № 29

Виды правовых норм.

Правовые нормы различают по:

1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),

2. выполняемой функции в правовом регулировании

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования

а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

4. Характеру диспозиции

а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),

в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления диспозиции

а) императивные (правило поведения устанавливается государством);

б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

6. Предназначению в правотворчестве

а) первичные;

б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

7. Действию в пространстве

а) общие (общегосударственные);

б) местные;

в) региональные;

г) локальные;

8. Действию во времени

а) постоянные;

б) временные;

9. Действию по кругу лиц

а) общие (распространяются на все население страны);

б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);

в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической силе

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

Требования к законности.

1) Воплощение идеи гос-ва, права, жизни общества и гос-ва.

2) Конституционная законность.

3) Равенство перед законом – означает равную обязанность всх соблюдать в равных условиях правовые предписания обладать равными правами и эти права должны быть защищены одинаков.

4) Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. – создание условий для осуществления прав и свобод граждан.

6) Надлежащее, правильное и эффективное применение права.

7) Последовательная борьба с правонарушениями – пресечение любых отступлений от предписаний законов.

8) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность – общ.политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ.жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правоотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечении порядка и организованности в общ-ве.

Принципы законности:

1) Единство законности – понимание и применение законов на всей территорий должно быть одинаково (единообразие).

2) Всеобщность законности – в обществе не должно быть какой-либо организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных граждан, выведенных их под влияния законности.

3) Целостность законности – в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались – недопустимы.

Иногда законность и законодательство считают тождественными понятиями, а на самом деле это не так. Законодательство является основой законности.

Законодательство может быть только тогда базой законности или основой, только когда оно является правовым, когда в нем отражены правовые идеи добра, справедливости, гуманизма, нравственности и закреплены права человека.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права - student2.ru

Экзаменационный билет № 30

Требования к законности.

1) Воплощение идеи гос-ва, права, жизни общества и гос-ва.

2) Конституционная законность.

3) Равенство перед законом – означает равную обязанность всх соблюдать в равных условиях правовые предписания обладать равными правами и эти права должны быть защищены одинаков.

4) Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. – создание условий для осуществления прав и свобод граждан.

6) Надлежащее, правильное и эффективное применение права.

7) Последовательная борьба с правонарушениями – пресечение любых отступлений от предписаний законов.

8) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность – общ.политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ.жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правоотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечении порядка и организованности в общ-ве.

В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:

1) успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

2) построение гражданского общества и правового государства;

3) эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;

4) реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;

5) четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;

6) борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;

7) обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане - управленческого процесса;

8) формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права - student2.ru

Экзаменационный билет № 31

Экзаменационный билет № 32

Экзаменационный билет № 1

1. Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права.

2. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Экзаменационный билет № 2

1. Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

2. Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации.

Экзаменационный билет № 3

1. Методология теории государства и права. Система принципов научного познания государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы.

2. Понятие и признаки системы права. Система права и правовая система.

Экзаменационный билет № 4

1. Функции теории государства и права

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Экзаменационный билет № 5

1. Основные формы возникновения государства.

2. Основные элементы системы права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

Экзаменационный билет № 6

3. Отличия государства от родовой организации общества.

4. Понятие и формы реализации права.

Экзаменационный билет № 7

1. Теории происхождения государства.

2. Понятие и признаки правоприменения. Стадии правоприменения.

Экзаменационный билет № 8

1. Основные подходы к пониманию сущности государства. Понятие государства и его признаки.

2. Акты применения права, их признаки и функции. Классификация актов применения права.

Экзаменационный билет № 9

1. Государственная власть. Понятие, структура и формы осуществления.

2. Понятие пробела в праве. Виды пробелов. Устранение и преодоление пробелов в праве.

Экзаменационный билет № 10

1. Типология государства. Понятие исторического типа государства.

2. Понятие и виды коллизий норм права.

Экзаменационный билет № 11

1. Понятие формы государства. Понятие формы правления.

2. Понятие и необходимость толкования права. Виды толкования.

Экзаменационный билет № 12

1. Формы государственного устройства.

2. Способы толкования права.

Экзаменационный билет № 13

1. Государственные (политические) режимы.

2. Акты толкования норма права: понятие и особенности. Юридическая природа актов высших судебных инстанций Российской Федерации

Экзаменационный билет № 14

1. Понятие функций государства и их классификация.

2. Понятие и признаки правоотношений. Структура (состав) правоотношений.

Экзаменационный билет № 15

1. Механизм государства. Функции государства и механизм государства. Механизм государства и государственный аппарат.

2. Понятие и значение юридических фактов, их классификация. Фактические (юридические) составы. Юридические состояния.

Экзаменационный билет № 16

1.Органы государства и их классификация.

2.Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения.

Экзаменационный билет № 17

1.Понятие и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества.

2.Понятие юридической ответственности, её признаки и функции.

Экзаменационный билет № 18

1.Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права, свободы и обязанности личности.

2.Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Экзаменационный билет № 19

1.Формирование и развитие концепции правового государства. Принципы правового государства.

2.Юридическая техника: понятие и виды.

Экзаменационный билет № 20

1. Представления о сущности права.

2. Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья.

Классификация современных национально-правовых систем.

Экзаменационный билет № 21

1. Типы правопонимания. Соотношение права и закона.

2. Романо-германская правовая семья, её формирование и развитие.

Экзаменационный билет № 22

1. Позитивистский тип правопонимания.

2. Англосаксонская правовая система: её формирование, развитие, особенности.

Экзаменационный билет № 23

1. Учение о естественном праве (юснатурализм).

2. Религиозные и традиционные правовые системы.

Экзаменационный билет № 24

1. Право в системе социальных норм.

2. Понятие правосознания, его роль в правотворческой и правореализующей деятельности. Структура правосознания.

Экзаменационный билет № 25

1. Определение права. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки позитивного права.

2. Понятие правовой культуры, её структура.

Экзаменационный билет № 26

1. Принципы права. Правовые презумпции и правовые аксиомы.

2. Понятие правового регулирования, его предмет.

Экзаменационный билет № 27

1. Понятие нормы права. Признаки нормы права.

2. Способы, типы и методы правового регулирования.

Экзаменационный билет № 28

1. Структура правовых норм.

2. Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы.

Экзаменационный билет № 29

1. Виды правовых норм.

2. Понятие и значение законности. Принципы законности.

Экзаменационный билет № 30

1. Понятие и виды источников (форм) права.

2. Гарантии законности (общие и специальные юридические). Способы обеспечения законности в современном обществе.

Экзаменационный билет № 31

1. Понятие правотворчества и его виды.

2. Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность

Экзаменационный билет № 32

1. Понятие и виды нормативных правовых актов.

2. Правопорядок и общественный порядок.

Экзаменационный билет № 1

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права

Сложность государства и права приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме, делится на три большие группы:

1. фундаментальные, к ним относятся теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права;

2. отраслевые, к ним относятся науки государствоведческого (конституционного, административного и др. права), цивилистического (гражданского, семейного и др. права), криминалистического (уголовного, уголовно-исполнительного права), процессуального и других циклов.

3. специально-прикладные, включают в себя криминалистику, судебную статистику, судебную медицину, юридическую психологию, правовую информатику и другие науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория государства и права занимается общими закономерностями развития государства и права.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, а на основе изучения права и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты.

Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то наука теория государства и права отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому объединение всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению. В конечно счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования - а видимо, в этом и состоит задача любой науки.

Наши рекомендации