Концепции типологии государства
Особенности исторических периодов в развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют показать общие черты, характерные для всех государств данного периода.
Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального утверждения исходила передовая политико-правовая мысль, образовывая типологию государств.
Типология государств, то есть их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. [17, 134]. Классификация может проводиться по разным критериям. При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, характерные конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Решение проблем типологии государств и правовых систем изначально предполагает акцентирование внимания как на вопросах понятия и содержания процесса типологии, так и на его исходных посылках, а также на социальном смысле и назначении данного процесса.
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства другими.
Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем её высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев – типу государств.
Социальная значимость типологии государств.В теоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:
1. Вырабатываемые при этом идеи о типах государства дают источник для правильного понимания процесса исторического развития рассматриваемых явлений и перехода их от одной ступени к другой, от одного типа к другому.
2. Типология вооружает исследователя пониманием логики и закономерностей процесса исторического развития государства, выступает как основа научного предвидения будущего государства и права России, также как и многих других стран.
3. Процесс типизации государства позволяет сочетать исследования общих закономерностей развития государств; изучение процесса исторического развития государства в целом – с процессом его отдельных составных частей.
4. В ходе типизации государств создаются необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения и анализа всего фактического и научного материала, который касается всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.
5. Типология государства создаёт основу для научного исследования исторического развития государства и права, позволяет разграничить научные и псевдонаучные государственно-правовые теории.
6. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. [18, 111].
В настоящее время среди исследователей различных государственно-правовых систем наиболее распространёнными критериями классификации государства являются так называемые формационный и цивилизованный подходы.
Формационный подход.Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Основной смысл и содержание формационного подхода заключается в том, что в процессе типологии за основу классификации государств принимается их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.
Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке. В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство лишь надстройка над экономическим базисом. То есть по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества.
Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.
Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, являвшимися личной собственностью свободных граждан.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Наиболее древними были рабовладельческие государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте – Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата – Шумерийские государства, Ассирийское государство, государства Индии и Китая и другие. К числу более поздних относятся рабовладельческие государства Древней Греции и Древнего Рима. [5, 206].
Рабовладельческая собственность – первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудие их диктатуры.
Рабство– это экономическое и юридическое состояние, выступающее в своём единстве. Оно имело место и на определённых последующих этапах развития раннеклассового государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства. [5, 208].
В числе внутренних функций можно назвать функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разорённых свободных масс и рабов. В данной функции отчётливо проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса.
Рабовладельческое государство выполняло также ряд внешних функций к ним относились такие направления деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощением других народов, обороной страны от внешних противников, управлением захваченных в результате войн территорий, установлением дипломатических связей с другими государствами.
Для выполнения внутренних и внешних функций необходимо было создание специальных органов, составляющих государственный аппарат рабовладельческого государства.
Феодальное государство – это средство диктатуры класса феодалов – крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновение феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства помещиков, главное средство защиты привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация – это атрибуты феодального землевладения. Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Для удержания своего господства феодалы имели свои репрессивные органы, свой аппарат, который имел в подчинении громадное количество людей, заставлял их повиноваться законам, правилам, которые сводились к одному – сохранять власть помещика над крепостным крестьянином. [19, 151].
Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций.
Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёв населения.
Внешние функции феодального государства отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.
Капиталистическое государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. [19, 173].
Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства действует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.
Экономическую основу капиталистического государства составляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Частная собственность была священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено всё буржуазное законодательство.
Возникновение буржуазного государства означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории это государство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами.
Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества определяют неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства.
Социалистическое государство – основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.
Социалистический тип государства отрицает предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создаёт такую систему экономических отношений, которая основывается на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов. По представлениям марксистско-ленинской науки оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. [21, 99].
Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах:
1. Экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства.
2. Социалистическое государство становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, её порождающих.
3. Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, чем любой выше названый тип государства. Социалистическим государством управляют не представители эксплуататорского меньшинства, а трудящиеся массы. [13, 160].
Таким образом, в рамках формационной типологии тип государства характеризует, прежде всего, его экономическую основу и социальную сущность (показывает, какой социальный класс осуществляет руководство обществом).
Цивилизационный подход.Наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения. Учёные Запада и Востока в своих исследованиях опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин и другие.
Понятие цивилизации в наиболее развёрнутом виде было сформулировано английским историком А. Тойнби. Цивилизация определялась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизованный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.
Суть цивилизованного подхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.
Суть цивилизованного подхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит характерным способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. [11, 110].
Цивилизованный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути достижения к прогрессу.
В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, как первичный и вторичный.
Для первичных цивилизаций характерны:
1. Огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.
2. Соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.
Вторичным цивилизациям свойственны:
1. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом; власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях.
2. Двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна. [10, 165].
Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Отличие между формационным и цивилизационным подходами.Цивилизационый подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Цивилизованный подход к истории человечества и его государственности получает в современной науке всё большее признание. История показала, что формационный подход развития общества является одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляют особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.
Во-первых, при анализе экономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса.
Во-вторых, при формационном подходе к структуре классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальные социальные слои находятся за пределами исследования.
В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зрения остаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни к какому-либо классовому началу.
Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих представлений каждой личности о характере общественной жизни. Теория цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.