VIII. Государство в политической системе общества
Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений, базирующихся на разнообразных формах собственности и выражающих интересы и волю различных классов, социальных слоев и групп общества, вступающих в политические отношения по поводу удержания и использования государственной.
Стержнем всей общественной жизни является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические отношения.
Схема №31
Компоненты политической системы:
- государство;
- политические партии и общественно-политические движения;
- общественные организации;
- народ, нации, классы, социальные слои;
-институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).
Схема №32
Государство– центральное, ведущее звено политической системы общества:
- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
- является носителем суверенитета;
- обладает публичной властью;
- обладает «силовыми структурами» (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.д.);
- является крупнейшим собственником основных средств производства;
- определяет основные направления развития общества;
- разрабатывает правовые основы деятельности других компонентов политической системы;
- располагает разветвленной системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия;
- издает нормативные правовые акты и обеспечивает их реализацию.
IX. Правовое государство
Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое предоставляет гражданам общепризнанные права и свободы, создает условия для их реализации и защиты, а также обеспечивает последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Можно выделить два существенных признака правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, которое представляет собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства.
Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.
В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу.
Экономическая основа правового государства – многоукладность различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Политическая основа правового государства – политический плюрализм.
Нравственная основа правового государства – общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Схема №33
Принципы правового государства:
– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство и господство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичность права по отношению к государству; государство – инструмент, способ достижения и реализации права;
– верховенство закона означает: закон обладает высшей юридической силой; никакие подзаконные акты не могут противоречить закону, отменять или изменять его, должны закону соответствовать; не должно быть законов, не соответствующих воле народа; закон должен быть правовым, т.е. не противоречить естественному праву; закон должен приниматься на основе действующего законодательства; закон обязателен для всех, нет места «телефонному праву»; никто не должен ставить себя над законом; закон- это антипод произвола административной власти; должен быть гуманным и справедливым;
– незыблемость и реальность, закрепленных в конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана; права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса;
– принцип разделения властей при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга; система «сдержек и противовесов» представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти:
а) законодательная – жесткая юридическая процедура законодательного процесса, право вето президента, право роспуска парламента; деятельность Конституционного суда, который имеет право блокировать антиконституционные акты;
б) исполнительная – ограничение ведомственного нормотворчества, запрет на регулирование отношений, которые должны регламентироваться законом; сроки президентской власти; импичмент, вотум недоверия правительству и т.д.
в) судебная – презумпция невиновности; право на защиту; равенство граждан перед законом и судом; гласность и состязательность судебного процесса;
– реальная независимость суда: чем большей независимостью пользуется суд по отношению к другим органам власти, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан;
– эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов: проверка соответствия закону всех других нормативных актов, реализация действующего законодательства и соблюдения прав и свобод личности;
– взаимная ответственность государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Предпосылки и условия формирования правового государства:
– торжество силы права над силой власти;
– воля народа как источник права;
– идея естественного права, т.е. государственная воля направляется вышестоящим по ценности естественным правом; наличие некоторых норм, неприкосновенных для властей, неотчуждаемых и неподвластных государственному регулированию прав индивида;
– торжество принципа индивидуальной свободы человека, т.е. «разрешено все, что не запрещено»;
– наличие народного представительства с законодательным правом;
– наличие административной юстиции – возможность для суда проверять законность актов исполнительной власти;
– широкое развитие принципа самоуправления;
– исключение абсолютной централизации государственной власти;
– развитое гражданское общество;
– эффективно девствующая правоохранительная система;
– уважительное отношение граждан и должностных лиц государства к закону;
– высокий уровень общей и правовой культуры;
– проведение судебной реформы;
– политический плюрализм;
– создание среднего класса собственников;
– устранение противоречий в законодательстве.
X.Социальное государство
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX в. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества. Основные цели и задачи социального государства: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод. Таким образом, существование и деятельность социального государства тесно связано с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Признаки социального государства:
– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;
– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;
– государственная власть основана на принципах демократии;
– государство является правовым;
– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;
– существование гражданского общества;
– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;
– наличие соответствующей законодательной базы.
Функции социального государства:
– сглаживание социального неравенства;
– поддержка социально незащищенных категорий населения;
– поддержка материнства и детства;
– поощрение благотворительности;
– охрана труда и здоровья людей;
– финансирование науки и культуры;
– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;
– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;
– участие в реализации межгосударственных социальных программ.