Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии

С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Самуил Петровский Ситнианович (1629-1680)один из первых идеологов просвещенного абсолютизма в России. Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления", написанный к церковному собору 1666/1667г. и посвящённый облечению учений раскольников, "Вертоград многоцветный"(1668)он обосновывает необходимость просвещенной монархии в России по западному образцу и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Полоцкий вставал на защиту социального неравенства, усматривая в нем наличие проекции небесных порядков на земле, все люди обязаны выполнять свой долг, предопределённый судьбой, в чём и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено своё место.

В вопросе о формах государственного устройства он вполне определенно высказывался за сосредоточение всей полноты политической власти в руках одного правителя, считая, что только такая форма политической организации способна выполнить задачи, стоящие перед Россией во внешней и внутренней политике.

Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности[6]. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании СимеонаПолоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяется описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ. Просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в государстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого. Суд, по его мнению, обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказана закону. Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет "равно судить и мала и велика", невзирая на лица. Организация судебных учреждений должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд.

Юрий Крижанич (1618-1683) выступал за самодержавие, разделяя формы правления на правильные и неправильные[7]. Наиболее совершенной, по его мнению, является неограниченная монархия. Неправильные-олигархия, тирания. Гарантией против тирании считал хорошие законы и контроль за их исполнением. Основные работы: «Политика», «Размышления о народе». Достоинством «Политики» является то, что в ней Крижанич составляет реестр форм государства. Русское государство является монархическим-благополучная форма правления.Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном. Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение "современного самовлавства" в тиранию[8]. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и естественным установлениям, и наконец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношению ко всему обществу.

В определении курса внешней политики Крижанич придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации. Он настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами. Крижанич не исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты независимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть большое и сильное войско с мощным оружием.воины служат за плату и обеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаются люди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. При формировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а не наёмному войску.

В завершении можно сказать, что Крижанич объявлял себя сторонником абсолютной монархии, подчеркивал не только права, но и обязанности правителя, опирающегося на разумные законы. Монарх заботиться о подданных, которые подчиняются ему. Монарх не может ущемлять права граждан. Они могут сопротивляться беззаконию государства. Этим, Крижанич излагает теорию естественного права и договорного происхождения государства.

Наши рекомендации