Кафедра «История Отечества, государства и права»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра «История Отечества, государства и права»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему:

«Эволюция политических и правовых учений в Российском государстве в XVI-начале XVIII веков»

Выполнил:

Студент 1 курса группа 17ЗЮМ 22

Хазов Михаил Олегович

Преподаватель:

Карнишина Наталья Геннадьевна

Доктор исторических наук, профессор

Пенза, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2

1.Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян»………………………………………………4

2.Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии………………………………………………………………………..7

3.Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства…………………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................17

Введение

Актуальность.

Проблема исследования данной тематики носит весьма актуальный характер в современных условиях.Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.

Данная тема весьма интересна для меня, как для специалиста в области юридических наук.

Целью работы являетсяисследование исторических возникающих и развивающихся политических и правовых знаний, концепций, идей, положений в Российском государстве в XVI – начале XVIII веков.

Научная новизна определяется недостаточной научной разработанностью проблемы.

Научная значимость данной работы состоит в упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

Теоретико-методологическую базу исследования составили учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи.

Основные методы исследования:

1. Анализ

2. Синтез

Основой контрольной работы послужили труды: Акулич М.М.,Акулич Е.М., Гербер Л.П., Муравьева Л.А.

Содержание работы состоит из введения, трех пунктов и заключения.

В первом пункте «Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян». Разрешение вопроса о соотношении духовной и светской власти. Свобода человека в учениях Нила Сорского. Личность царя в понимании Иосифа Волоцкого.

Во втором пункте «Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии» рассматриваются проблемы формы, организации, деятельности верховной власти у Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Образ правителя в творчестве философов.

В третьем пункте «Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства». Соединение договорной теории государства с теологией у Ф. Прокоповича, достоинства и недостатки форм правления у Прокоповича и Татищева, требования к закону по Татищеву.

Заключение

Итак, проанализировав цели и задачи контрольной работы, мы пришли к следующим выводам:

Главный акцент общественной мысли в конце XV-XVI вв. был сделан на взаимоотношениях светской и церковной власти и на содержании их социального и юридического статуса.

Развитие критических положений логически приводило к мысли и об осуждении того или иного правителя, которому можно не только не подчиниться, но и оказать сопротивление. Учение Иосифа Волоцкого было значительным явлением в политической мысли России XV—XVI вв, Иосиф первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней требований.

Просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в государстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого.

Цель государства по Прокоповичу - общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства.

В отношении права Татищев разделял законы на естественные (едины и всеобщи) и гражданские (различны для каждого народа и основаны «по соображениям политической мудрости»). Требования к закону: законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручать их подготовку нужно «людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным». Татищев придавал большое значение соблюдению законов, считал, что всеми должен управлять только закон.

Таким образом, поставленные задачи были достигнуты.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра «История Отечества, государства и права»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему:

«Эволюция политических и правовых учений в Российском государстве в XVI-начале XVIII веков»

Выполнил:

Студент 1 курса группа 17ЗЮМ 22

Хазов Михаил Олегович

Преподаватель:

Карнишина Наталья Геннадьевна

Доктор исторических наук, профессор

Пенза, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2

1.Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян»………………………………………………4

2.Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии………………………………………………………………………..7

3.Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства…………………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................17

Введение

Актуальность.

Проблема исследования данной тематики носит весьма актуальный характер в современных условиях.Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.

Данная тема весьма интересна для меня, как для специалиста в области юридических наук.

Целью работы являетсяисследование исторических возникающих и развивающихся политических и правовых знаний, концепций, идей, положений в Российском государстве в XVI – начале XVIII веков.

Научная новизна определяется недостаточной научной разработанностью проблемы.

Научная значимость данной работы состоит в упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

Теоретико-методологическую базу исследования составили учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи.

Основные методы исследования:

1. Анализ

2. Синтез

Основой контрольной работы послужили труды: Акулич М.М.,Акулич Е.М., Гербер Л.П., Муравьева Л.А.

Содержание работы состоит из введения, трех пунктов и заключения.

В первом пункте «Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян». Разрешение вопроса о соотношении духовной и светской власти. Свобода человека в учениях Нила Сорского. Личность царя в понимании Иосифа Волоцкого.

Во втором пункте «Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии» рассматриваются проблемы формы, организации, деятельности верховной власти у Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Образ правителя в творчестве философов.

В третьем пункте «Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства». Соединение договорной теории государства с теологией у Ф. Прокоповича, достоинства и недостатки форм правления у Прокоповича и Татищева, требования к закону по Татищеву.

Наши рекомендации