Кафедра «История Отечества, государства и права»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра «История Отечества, государства и права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему:
«Эволюция политических и правовых учений в Российском государстве в XVI-начале XVIII веков»
Выполнил:
Студент 1 курса группа 17ЗЮМ 22
Хазов Михаил Олегович
Преподаватель:
Карнишина Наталья Геннадьевна
Доктор исторических наук, профессор
Пенза, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2
1.Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян»………………………………………………4
2.Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии………………………………………………………………………..7
3.Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства…………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................17
Введение
Актуальность.
Проблема исследования данной тематики носит весьма актуальный характер в современных условиях.Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.
Данная тема весьма интересна для меня, как для специалиста в области юридических наук.
Целью работы являетсяисследование исторических возникающих и развивающихся политических и правовых знаний, концепций, идей, положений в Российском государстве в XVI – начале XVIII веков.
Научная новизна определяется недостаточной научной разработанностью проблемы.
Научная значимость данной работы состоит в упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.
Теоретико-методологическую базу исследования составили учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи.
Основные методы исследования:
1. Анализ
2. Синтез
Основой контрольной работы послужили труды: Акулич М.М.,Акулич Е.М., Гербер Л.П., Муравьева Л.А.
Содержание работы состоит из введения, трех пунктов и заключения.
В первом пункте «Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян». Разрешение вопроса о соотношении духовной и светской власти. Свобода человека в учениях Нила Сорского. Личность царя в понимании Иосифа Волоцкого.
Во втором пункте «Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии» рассматриваются проблемы формы, организации, деятельности верховной власти у Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Образ правителя в творчестве философов.
В третьем пункте «Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства». Соединение договорной теории государства с теологией у Ф. Прокоповича, достоинства и недостатки форм правления у Прокоповича и Татищева, требования к закону по Татищеву.
Заключение
Итак, проанализировав цели и задачи контрольной работы, мы пришли к следующим выводам:
Главный акцент общественной мысли в конце XV-XVI вв. был сделан на взаимоотношениях светской и церковной власти и на содержании их социального и юридического статуса.
Развитие критических положений логически приводило к мысли и об осуждении того или иного правителя, которому можно не только не подчиниться, но и оказать сопротивление. Учение Иосифа Волоцкого было значительным явлением в политической мысли России XV—XVI вв, Иосиф первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней требований.
Просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в государстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого.
Цель государства по Прокоповичу - общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства.
В отношении права Татищев разделял законы на естественные (едины и всеобщи) и гражданские (различны для каждого народа и основаны «по соображениям политической мудрости»). Требования к закону: законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручать их подготовку нужно «людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным». Татищев придавал большое значение соблюдению законов, считал, что всеми должен управлять только закон.
Таким образом, поставленные задачи были достигнуты.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра «История Отечества, государства и права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему:
«Эволюция политических и правовых учений в Российском государстве в XVI-начале XVIII веков»
Выполнил:
Студент 1 курса группа 17ЗЮМ 22
Хазов Михаил Олегович
Преподаватель:
Карнишина Наталья Геннадьевна
Доктор исторических наук, профессор
Пенза, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2
1.Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян»………………………………………………4
2.Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии………………………………………………………………………..7
3.Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства…………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................17
Введение
Актуальность.
Проблема исследования данной тематики носит весьма актуальный характер в современных условиях.Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.
Данная тема весьма интересна для меня, как для специалиста в области юридических наук.
Целью работы являетсяисследование исторических возникающих и развивающихся политических и правовых знаний, концепций, идей, положений в Российском государстве в XVI – начале XVIII веков.
Научная новизна определяется недостаточной научной разработанностью проблемы.
Научная значимость данной работы состоит в упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.
Теоретико-методологическую базу исследования составили учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи.
Основные методы исследования:
1. Анализ
2. Синтез
Основой контрольной работы послужили труды: Акулич М.М.,Акулич Е.М., Гербер Л.П., Муравьева Л.А.
Содержание работы состоит из введения, трех пунктов и заключения.
В первом пункте «Взаимоотношения церковной и светской власти в XVI веке. Борьба «нестяжателей» и «иосифлян». Разрешение вопроса о соотношении духовной и светской власти. Свобода человека в учениях Нила Сорского. Личность царя в понимании Иосифа Волоцкого.
Во втором пункте «Политические учения о «просвещенной» абсолютной монархии» рассматриваются проблемы формы, организации, деятельности верховной власти у Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Образ правителя в творчестве философов.
В третьем пункте «Концепция абсолютизма в первой половине XVIII века. Теория регулятивного государства». Соединение договорной теории государства с теологией у Ф. Прокоповича, достоинства и недостатки форм правления у Прокоповича и Татищева, требования к закону по Татищеву.