Создание Тибетского автономного района.

Гг.

Подавление движения 1959 г. в Тибете открыло путь для проведения реформ и дальнейшей интеграции Тибетского района в состав Китайской Народной Республики. Эти процессы проходили в условиях военного контроля НОАК в Тибете. Для правительства КНР и китайских военных властей бьшо весьма важ­но получить поддержку со стороны представителей тибетской эли­ты, не принимавших участия в вооруженных выступлениях. И они получили эту поддержку, уже в апреле 1959 г. в Пекине на сессии ВСНП авторитетные тибетские лидеры в своих выступлениях под­черкнули, что «Тибет является неотъемлемой частью КНР» и «Со­глашение 1951 г. не бьшо заключено по принуждению и в целом выполнялось китайской стороной», что «КПК не преследовала ре­лигию». С такими заявлениями выступили на сессии депутаты {278}ВСНП Панчен-лама X, Нгапо Нгаван Джигме, председатель Всеки­тайской буддийской ассоциации геше Шэраб Гьяцо (лама из Амдо), бывший настоятель монастыря Сэра, заместитель председателя Всекитайской буддийской ассоциации Нгаван Гьяцо и др.

Административная реформа

28 марта 1959 г. Госсовет КНР издал приказ о роспуске местного тибетского правительства и передаче его функций Под­готовительному комитету по созданию ТАР. Чжоу Энь-лай заявил, что четыре колона тибетского правительства и 18 членов ПК по соз­данию ТАР были связаны с мятежниками. Госсовет КНР распустил и все местные органы власти в Тибете. Они сохранились лишь в Шигацэ, в районах, руководимых Панчен-ламой. Был обновлен состав Подготовительного комитета по созданию ТАР. Из его рядов приказом Госсовета вывели 18 человек (все тибетцы) и пополнили комитет новыми 16 (в их числе 5 китайцев). Новые члены Подгото­вительного комитета — тибетцы, назначенные Госсоветом КНР, — были представителями тибетской элиты. Правительство Китая, та­ким образом, не отказывалось от взаимодействия с традиционными лидерами тибетцев [Smith, 1996, р. 451, п. 2].

В приказе Госсовета КНР от 28 марта 1959 г. сообщалось, что Далай-лама насильно увезен мятежниками. В его отсутствие Панчен-лама был назначен исполняющим обязанности председателя Под­готовительного комитета по созданию ТАР, его заместителями ста­ли Пагпа Лха Гэлэк Намгьял и Нгапо Нгаван Джигме, за последним сохранялся пост генерального секретаря Комитета. Уже 6 апреля 1959 г. в Лхасе под председательством Панчен-ламы прошла первая сессия ПК. На второй сессии ПК по созданию ТАР Нгапо Нгаван Джигме и Панчен-лама выступили с докладами о проведении ре­форм в Тибете [Богословский, 1978, с. 86].

На всей территории Тибета были созданы комитеты военного контроля, в функции которых было включено не только оконча­тельное подавление мятежа, но также и создание новых админи­стративных органов всех ступеней. Уже в ноябре 1959 г. в Тибете существовало 503 крестьянских союза и союза скотоводов, призван­ных быть первичными органами власти в деревнях и районах ко­чевого скотоводства. К апрелю 1960г. новые органы управления появились в Лхасе, в 7 округах, 78 уездах, в большинстве районов и более чем в 1300 волостях. К концу 1962 г. действовало 447 районных {279}и 2080 волостных органов управления [там же, с. 91]. Комитеты военного контроля первоначально назначали все перечисленные выше органы управления. Но 25 августа 1962 г. была создана Изби­рательная комиссия Тибетского района под председательством Панчен-ламы X. Согласно Положению о выборах (30 марта 1963 г.), население избирало депутатов волостных собраний народных пред­ставителей, те — депутатов в уездные собрания, а те, в свою оче­редь, депутатов в Собрание народных представителей ТАР. Право избирать и быть избранным получили все граждане КНР, начиная с 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения или времени прожи­вания. Весной 1963 г. выборы были проведены в большей части волостей, но затем прекращены и вновь начались лишь летом 1965 г. Прежние выборы не учитывались. Новые выборы проходи­ли в июле-августе 1965 г. 23 августа 1965 г. Госсовет КНР принял постановление об образовании Тибетского автономного района. Первая сессия Собрания народных представителей ТАР, открыв­шаяся 1 сентября 1965 г., избрала Народный комитет ТАР во главе с Нгапо Нгаван Джигме.

Большинство депутатов первой сессии Собрания народных пред­ставителей составляли тибетцы [5тйЬ, 1996, р. 303]. Среди 301 де­путата также были 65 китайцев и 10 представителей других нацио­нальностей (хуэй, монпа, лоба). Среди заместителей Нгапо Нгаван Джигме было пять тибетцев и двое китайцев. В число членов На­родного комитета вошли 24 тибетца, 10 китайцев, один монпа, один хуэй, один лоба.

Народный комитет ТАР состоял из следующих рабочих органов: 1) высший народный суд; 2) канцелярия; 3) комиссия по граждан­ским делам; 4) отдел средств сообщения; 5) отдел здравоохранения; 6) бюро почт и телеграфа; 7) бюро транспорта; 8) бюро по делам культуры и образования; 9) плановая комиссия; 10) комитет обще­ственных работ (цит. по [Богословский, 1978, с. 187]).

Таким образом, Тибетский автономный район был создан. Одна­ко реальная власть в Тибете сохранялась в то время в руках воен­ных и партийных органов. После 1959 г. в Тибете постоянно дисло­цировалась армия численностью в 130-150 тыс. человек. Гарнизоны стояли в каждом городе и крупном поселении. Начиная с 1956 г. шел прием тибетцев в ячейки КПК. Если в 1959 г. в парторганиза­циях КПК в Тибете насчитывалось 5846 членов, из которых толь­ко 875 являлись тибетцами и представителями других народов {280} (некитайцами), то в 1963 г. общее количество членов КПК возросло до 14 523, из них было уже 5711 тибетцев и представителей других народов — некитайцев [Smith, 1996, р. 255]. В 1965 г. число членов КПК в районе увеличилось до 14830 человек. Однако в состав Рабочего комитета КПК ТАР в 1965 г. вошли только китайцы: пер­вый секретарь — Чжан Цзин-у, второй секретарь — Чжан Го-хуа (вскоре назначен первым секретарем); секретари: Тань Гуан-сань, Чжоу Жзнь-шань, Го Си-лань, Ван Ци-мэй, Ся Фу-жэнь, Фань Мин; заместители секретаря: Чжан Сян-ми, Сун Кань-лян. Все социальные преобразования, включая аграрную реформу и кооперирование, а также создание новых органов управления фактически, а во мно­гом и официально проходили под руководством местных военных властей, органов военного контроля и организаций КПК.

Наши рекомендации