Из речи Бухарина на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б)
Апреля 1929 г.
(...) Полное право гражданства в партии получила теперь пресловутая «теория» о том, что, чем дальше к социализму, тем больше должно быть обострение классовой борьбы и тем больше на нас должно наваливаться трудностей и противоречий. Ее (эту теорию) наметил на июльском пленуме тов. Сталин, а особенно развил и гениально «углубил» тов. Куйбышев. Я считаю, что эта «теория» смешивает две совершенно разные вещи. Она смешивает известный временный этап обострения классовой борьбы – один из таких этапов мы сейчас переживаем – с общим ходом развития. Она возводит сам факт теперешнего обострения в какой-то неизбежный закон нашего развития. (…) у самых ворот социализма мы, очевидно, должны или открыть гражданскую войну, или подохнуть с голоду и лечь костьми (...)
Основы так называемых хозяйственных затруднений, которые у нас сейчас есть налицо, мне кажется, заключаются в известном нарушении основных хозяйственных пропорций, и прежде всего в нарушении правильного соотношения между индустрией и сельским хозяйством.
(…) дальнейший темп, такой, какой мы взяли (…) мы можем развивать, (…) только при том условии, если мы будем иметь налицо подъем сельского хозяйства, как базы индустриализации, и быстрый хозяйственный оборот между городом и древней (...)
Мне кажется, что у товарищей есть явная переоценка возможностей воздействовать на основные массы крестьянства без рыночных отношений. (…) они переоценивают возможность прямого воздействия на мелкое и мельчайшее крестьянство (...)
(...) форма рыночной связи долгие годы будет решающей формой экономической связи. Решающей! (…) Отсюда вытекает (…) что (…) основная линия нашей смычки в нашем хозяйстве – рыночная и наша ведущая экономическая роль должна идти через рыночные отношения, то есть через развертывание товарооборота (...)
Бухарин, Н. И. Проблемы теории и практики социализма. – М., 1989. – С. 253-281.
Из статьи И.В. Сталина «Год великого перелома» (3 ноября 1929 г.)
(…) Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам (…) наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов.
Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства (…) от старого, капиталистического пути развития (…) к новому социалистическому пути развития (…) повести за собой широкие массы бедноты и середняков (…) несмотря на отчаянное сопротивление всех и всяких темных сил, от кулаков и попов до филистеров и правых оппортунистов (…)
Рухнули и рассеялись в прах утверждения правых оппортунистов (группа Бухарина) насчет того, что:
а) крестьяне не пойдут в колхоз;
б) усиленный темп развития колхозов может вызвать лишь массовое недовольство и размычку крестьянства с рабочим классом;
в) «столбовой дорогой» социалистического развития в деревне являются не колхозы, а кооперация;
г) развитие колхозов и наступление на капиталистические» элементы деревни может оставить страну без хлеба. (…)
(…) партия действительно одержала решающую победу на самом трудном фронте социалистического строительства (...)
Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и входе коллективизации 1927-1932. – М., 1989. – С.271-274.
Из листовки М. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)» (1932 г.)
(…) Партия и пролетарская диктатура Сталиным и его кликой заведены в невиданный тупик и переживают смертельно опасный кризис. С помощью обмана, клеветы, (…) с помощью насилия и террора, под флагом борьбы за чистоту принципов большевизма, используя центральный мощный партийный аппарат, Сталин за последние 5 лет отсек и устранил от руководства все самые лучшие большевистские кадры партии, установил в ВКП(6) и в стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом, встал на путь личного произвола и поставил СССР на край пропасти. (…)
Авантюристические темпы индустриализации, авантюристическая коллективизация привели страны к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревнях, так и в городах. (…) В перспективе – дальнейшее обнищание пролетариата и рост голода. (...) В перспективе – дальнейшее обнищание, одичание и запустение деревни. В перспективе – угроза сильнейшего голода (…)
На всю страну надет намордник, бесправие, произвол и насилие, постоянные угрозы висят над головой каждого колхозника и рабочего. Всякая революционная законность попрана! (…)
Учение Маркса и Ленина Сталиным и его кликой извращаются и фальсифицируются. Политбюро, ЦКК, секретари областных комитетов превратились в банду беспринципных, изолгавшихся и трусливых политиканов, Сталин – в неограниченного и несменяемого диктатора. (…)
Партийные и рабочие массы обязаны спасти дело большевизма, они обязаны свою судьбу взять в свои собственные руки. Сталин и его клика не могут уйти добровольно, поэтому они должны быть устранены силой. Для борьбы со сталинщиной, за возвращение на ленинский путь социализма мы постановили создать «Союз марксистов-ленинцев». Этот союз является частью ВКП(б), не имеет интересов, отличных от интересов партийных масс и рабочего класса. Он противопоставляет себя лишь Сталину и его клике. (…)
Мы призываем всюду и везде на местах организовать ячейки Союза защиты ленинизма и сплотиться под его знаменем для ликвидации сталинской диктатуры. (…)
Осмыслить культ Сталина. – М., 1989. – С. 618 -623.
Из платформы «Союза марксистов-ленинцев» (группа Рютина) 91932 г.)
(...) Основная когорта соратников Ленина с руководящих постов снята, и одна часть ее сидит по тюрьмам и ссылкам, другая, капитулировавшая, деморализованная и оплеванная, – влачит жалкое существование в рядах партии, третьи, окончательно разложившиеся, – превратились в верных слуг «вождя»-диктатора. (...)
Экономическая политика Сталина, несмотря на то, что мы за последние годы построили десятки крупнейших заводов и фабрик, электрических станций н пр. по последнему слову техники (...) привела (...) не только к невиданному экономическому кризису всей страны, но она дискредитировала самые принципы социалистического строительства и отбросила нас в экономическом отношении не менее чем на 12-15 лет назад (...)
Ошибки Сталина и его клики (...) переросли в преступления (...) Они на деле рассматривают партию лишь как свою вотчину. Не они для партии, а партия для них (...)
Сталинская авантюристическая «архилевая» политика (...) с абсолютной неизбежностью ведет к реставрации капитализма (...) Партия и рабочий класс в своем подавляющем большинстве против Сталина и его клики. Надо только эти распыленные и терроризированные силы объединить (...) и начать работать по устранению сталинского руководства ...
Конкретно вся сумма мероприятий, необходимых для вывода партии и страны из кризиса и тупика, сводится в основном к следующему:
В области партийной:
1. Ликвидация диктатуры Сталина и его клики.
2. Немедленная смена всей головки партийного аппарата и назначение новых выборов партийных органов на основе подлинной внутрипартийной демократии и с созданием твердых организационных гарантий против узурпации прав партии партийным аппаратом.
3. Немедленный чрезвычайный съезд партии.
4. Решительное и немедленное возвращение партии по всем вопросам на почву ленинских принципов.
В области советской
1. Немедленные новые выборы Советов с решительным и действительным устранением назначенчества.
2. Смена судебного аппарата и введение строжайшей революционной законности. (…)