В это время звонит телефон.

ЛЕОНЕ выходит в левую дверь.

ЛЕОНЕ. Сколько капель коньяка?

ПАОЛА. Вы наливайте! Я скажу, когда хватит! (Через паузу). Достаточно!

ЛЕОНЕ появляется из левой двери без смокинга, держит в одной руке стакан молока, в другой — блюдо с бутербродами.

ПАОЛА. А это что?

ЛЕОНЕ. Бутерброды.

ПАОЛА. Икра, семга, галантин! А с чем эти бутерброды?

ЛЕОНЕ. С печеночным паштетом, эти с ветчиной, эти с курицей под майонезом...

ПАОЛА. И для кого же все это изобилие?

ЛЕОНЕ. Моя горничная обычно оставляет мне какую-нибудь еду. Я часто воз­вращаюсь поздно вечером, и хочется перекусить.

ПАОЛА. И вы поедаете столько бутербродов, когда возвращаетесь домой поздно вечером? У вас завидный аппетит! Признайтесь откровенно: велели приготовить все это для меня?

ЛЕОНЕ. Понимаете, по правде говоря...

ПАОЛА. Вы ничего не забыли! Жаль только, что мы уже поели! Почему вы не сказали мне раньше?

ЛЕОНЕ. Да я хотел...

ПАОЛА. Вам достаточно было сказать: Паола, поедемте ко мне! Я велел пригото­вить нам ужин! И вместо того отвратительного ужина мы бы с удовольствием по­ели все эти замечательные бутерброды!

ЛЕОНЕ. И вы предпочли бы мои бутерброды церемонии вручения премии?

ПАОЛА. Я была уверена, что она мне не достанется!

ЛЕОНЕ. Почему? Вы оставались в числе претендентов до конца! Ваша книга по­лучила много голосов!

ПАОЛА. Сейчас литературных премий больше, чем писателей! Все мы, рано или поздно, получим премии. А теперь давайте перейдем к делу.

ЛЕОНЕ. К какому делу?

ПАОЛА. Вы же хотите сделать меня своей любовницей! Когда вам пришла в голо­ву эта мысль?

ЛЕОНЕ. Честно говоря, с первой минуты, когда я с вами познакомился...

ПАОЛА. Неправда! Хотите, я вам скажу, когда вам пришло это в голову? Месяца два назад у нас случайно оказались рядом места в опере... Вы помните?

ЛЕОНЕ напевает.

Во время антракта, вместо того, чтобы прогуливаться в фойе, мы оста­лись на своих местах и разговорились. В тот вечер в театре было полно народу — депутаты, сенаторы, министры... На нас смотрели с интересом и любопытством. Наверное, думали, что у нас с вами какие-то отношения... И тогда вы тоже поду­мали...

ЛЕОНЕ. Я?

ПАОЛА. Да, да, с той самой минуты вы начали смотреть на меня другими глазами, изучать меня, оценивать... А почему бы и нет? Интересная женщина, элегантная, независимая, декоративная... Смелая писательница, кумир левой интеллигенции. Идеальная любовница для депутата-центриста...

ЛЕОНЕ. Да нет, уверяю вас, что я...

ПАОЛА. Что? Вы не хотите?

ЛЕОНЕ. Конечно, хочу! Но у вас такой странный подход к некоторым пробле­мам!

ПАОЛА. Я их упрощаю! Так вот... Вы мне тоже нравитесь: интересный мужчина, с положением... производите впечатление человека с хорошим характером, спо­койного, добродушного, не скупого...

ЛЕОНЕ. Я мечтаю только о том, чтобы вам это доказать!

ПАОЛА. Мне кажется, нет ничего такого, что помешало бы нам стать любовниками.

ЛЕОНЕ. Ничего, решительно ничего!

ПАОЛА. Но с другой стороны, нет ничего, чтобы это оправдывало...

ЛЕОНЕ. Как?

ПАОЛА (встает, переходит к столу). По-моему, должна быть причина, смысл, цель. Именно это мне хотелось бы понять: почему мы должны становиться лю­бовниками?

ЛЕОНЕ. Потому что, потому что...

ПАОЛА. Вот видите, вы и сами не знаете!

ЛЕОНЕ. Нет, я знаю, прекрасно знаю! На то есть масса причин!

ПАОЛА. Назовите хотя бы одну.

ЛЕОНЕ. Самую главную: я в вас влюблен.

ПАОЛА. Эта причина имеет значение для вас, но не для меня. Вас устраивает быть моим любовником! Но почему я должна доставлять вам это развлечение?

ЛЕОНЕ. Нет, Паола, это не развлечение!

ПАОЛА. Великая любовь с большой буквы?

ЛЕОНЕ. Да, великая любовь! Паола, могу я надеяться, что вы тоже?

ПАОЛА. Что я тоже влюблюсь в вас? Не знаю! Это от меня не зависит.

ЛЕОНЕ. Не зависит от вас? А от кого зависит?

ПАОЛА. Кто может сказать, как возникают наши чувства? Они рождаются вне­запно и ведут нас туда, куда хотят...

ЛЕОНЕ. Постарайтесь, чтобы они привели вас ко мне.

ПАОЛА. Вы мне очень симпатичны, Леоне, но этого недостаточно! Если бы вы попали под трамвай, мне было бы жаль, но я не покончила бы с собой.

ЛЕОНЕ. Причем тут трамвай?

ПАОЛА. Это пример! Я так измеряю любовь! Великую любовь с большой буквы! Но кто знает? Быть может, эта возможность осуществится...

ЛЕОНЕ. Какая возможность? Что я попаду под трамвай?

ПАОЛА. Нет, что я влюблюсь в вас.

ЛЕОНЕ. Ну и какой же вывод?

ПАОЛА (отходит, хлопает в ладоши). Будем ждать.

ЛЕОНЕ. Нет, Паола, я не хочу ждать, я долго ждал, теперь вы, наконец, здесь, у меня в доме...

ПАОЛА. Давайте уточним: я приехала посмотреть вашего Дали... (Садится на ди­ван).

ЛЕОНЕ. Неправда! Вы знали, что Дали — это предлог, и все равно приехали. Кроме того, вы знали, что я в вас влюблен и что я признаюсь вам в любви.

ПАОЛА. Да, знала, иначе меня не было бы здесь поздно вечером, у вас в доме. Теперь дело за вами!

ЛЕОНЕ. За мной? Почему? Что я должен сделать?

ПАОЛА. Что обычно делает мужчина, когда хочет завоевать женщину? Я долж­на вас научить?

ЛЕОНЕ. Нет, нет, я сам знаю... (Пытается гладить ее руки, она смеется). Вернее говоря, я ничего не знаю... Рядом с вами я испытываю странные чувства, как буд­то я школьник, который влюбился в первый раз.

ПАОЛА. Это воспоминание о школе не очень оригинально, но мило, оно вас молодит.

ЛЕОНЕ. У вас всегда наготове оружие вашей иронии и вы меня подкалываете, подкалываете...

ПАОЛА. Я причинила вам боль? Мне жаль! Я не хотела! Но обещаю вас больше не перебивать! Говорите...

ЛЕОНЕ. Что?

ПАОЛА. Все, что хотите! Соблазните меня, возбудите меня! Если бы вы знали, как я жажду влюбиться!

ЛЕОНЕ. Влюбиться в меня?

ПАОЛА. В вас, или в кого-нибудь другого — не все ли равно! Главное — влю­биться! Жить для мужчины, страдать из-за него! Любить больше, чем быть лю­бимой! Божественным страданием назвал это состояние поэт.

ЛЕОНЕ. А я могу быть этим мужчиной?

ПАОЛА. Это было бы замечательно! Но я не знаю, этого ли я хочу и об этом ли мечтаю... Ах, Леоне, помогите мне, говорите, потрясите, околдуйте меня...

ЛЕОНЕ. Да, Паола, сейчас... С первой же минуты, как я вас увидел, я почувство­вал, что полюбил вас сильно...

ПАОЛА. Нет, пожалуйста, оставьте мемуары... Прошлое прошло, интересно на­стоящее, будущее...

ЛЕОНЕ. Да, да... Настоящее, будущее...

ПАОЛА. Расскажите мне о себе, о своей любви!

ЛЕОНЕ. Да, да, сейчас... Паола, когда я увидел вас впервые, это было похоже на удар молнии... Я полюбил вас сильно, страстно...

ПАОЛА. Это вы мне уже говорили...

ЛЕОНЕ. Да, но я должен повторить это еще раз, чтобы вы мне поверили! Паола, я люблю вас сильно, страстно, сильно...

ПАОЛА (смеется). Извините, Леоне, не сердитесь на меня... Но вы ужасно смешной, ужасно забавный... Повторяете одни и те же слова, как испорченная пластинка...

ЛЕОНЕ. А что я должен говорить? (Отходит в сторону)

ПАОЛА. Вы у меня спрашиваете? Хотите, чтобы я вам подсказала, как вы долж­ны признаваться мне в любви? Хорошо, давайте попробуем.

ЛЕОНЕ. Ничего не будем пробовать! С меня хватит!

ПАОЛА. Что с вами? Вы обиделись?

ЛЕОНЕ. Ничего я не обиделся, но с меня хватит!

ПАОЛА. Вы на меня сердитесь?

ЛЕОНЕ. Я не люблю выступать в роли кретина!

ПАОЛА. Кто вас заставляет выступать в этой роли?

ЛЕОНЕ. Вы, никто иной, как вы! Я говорю, а вы смеетесь! Я объясняюсь вам в любви, а вы сравниваете меня с испорченной пластинкой.

ПАОЛА. Вы правы, извините. Я обещаю больше не смеяться. Сядьте ко мне по­ближе.

ЛЕОНЕ. Зачем? (Подходит, садится рядом с ней на диван).

ПАОЛА. Садитесь, ближе. Только не говорите, что вы меня любите, я это уже знаю. Скажите что-нибудь возбуждающее, волнующее.

ЛЕОНЕ. Не знаю, не знаю...

ПАОЛА. Не падайте духом! Ну, давайте попробуем... Возьмите мою руку и со­жмите ее покрепче...

ЛЕОНЕ. Зачем?

ПАОЛА. Делайте то, что я вам говорю! Возьмите мою руку! Вы что, боитесь?

ЛЕОНЕ. Боюсь? Ничего я не боюсь!

ПАОЛА. Вот так! Сожмите ее крепче... еще крепче! Не бойтесь причинить мне боль! А теперь скажите: Паола, я хочу тебя!

ЛЕОНЕ. Нет, не могу...

ПАОЛА. Почему? Вы не хотите?

ЛЕОНЕ. Я очень хочу вас... Но говорить об этом смешно, нелепо...

ПАОЛА. Вовсе не смешно! Мне нравится, меня волнует, когда мне это говорят! Ну, смелее, скажите...

ЛЕОНЕ. Я хочу тебя...

ПАОЛА. Не так! Скажите это уверенно, со страстью.

ЛЕОНЕ. Я хочу тебя...

ПАОЛА. Да нет! Больше пыла, больше страсти! Повторите еще раз!

ЛЕОНЕ. Я хочу... (Встает, отходит). Нет, хватит! Это что, комедия, спектакль? Покончим с этой буффонадой!

ПАОЛА (встает отходит к столу, медленно собирается). Жаль... Я приехала, чтобы меня соблазнили, а вы меня заставили скучать...

ЛЕОНЕ. Извините!

ПАОЛА. Вы меня разочаровали, ваше превосходительство! Я думала встретить завоевателя, а вместо него оказался школьник.

ЛЕОНЕ. Нет, Паола, вы приехали посмеяться надо мной!

ПАОЛА. Уверяю, если бы я подставила губы, вы не осмелились бы их поцеловать!

ЛЕОНЕ. Что-что?! А вы попробуйте!

ПАОЛА (садится на стол). Пожалуйста! Поцелуйте меня...

ЛЕОНЕ. Не провоцируйте меня!

ПАОЛА. Вот видите, я не сопротивляюсь, я жду... Целуйте! Смелее!

ЛЕОНЕ, не выдерживая, бросается к ней, но ПАОЛА вдруг прекращает эту игру.

ПАОЛА. Вы слышали? Гудок клаксона на улице!

ЛЕОНЕ. На улице сотни машин!

ПАОЛА. Взгляните, там должна быть маленькая Альфа красно-амарантового цве­та...

ЛЕОНЕ уходит в спальню.

ЛЕОНЕ. Да, стоит красно-амарантового...

ПАОЛА. Значит, это он!

ЛЕОНЕ (возвращается в комнату). Кто он?

ПАОЛА. Луиджи Массарази, мой приятель. Вы не знакомы?

ЛЕОНЕ. Но откуда он знает, что вы здесь?

ПАОЛА. Я ему сказала. Он очень любезен и всюду меня провожает.

ЛЕОНЕ. Как... Значит, когда вы ехали сюда, вы уже знали, что в это время...

ПАОЛА. Приблизительно. Вы видите, я очень точно все рассчитала.

ЛЕОНЕ. Значит...

ПАОЛА. Да, ваше превосходительство, когда я ехала сюда, я знала, что не подвер­гаю себя никакой опасности.

ЛЕОНЕ. Вы так в себе уверены?

ПАОЛА. Помилуйте, не в себе, а в вас.

ЛЕОНЕ. Понимаю. Значит, вы считали меня абсолютно безопасным?

ПАОЛА. Нет, я считала вас очень опасным, но для других, не для себя.

ЛЕОНЕ. Чем же надо обладать, чтоб быть опасным для вас? Невероятным обаянием, силой Шварценеггера, красотой Аполлона?

ПАОЛА. Я терпеть не могу красивых мужчин! Я сама не знаю, что для этого нужно! Нечто неожиданное, непредсказуемое, нечто такое, что бы меня потрясло, взволновало...

ЛЕОНЕ. А у меня всех этих качеств нет!

ПАОЛА. Да, у вас этих качеств нет. Вы созданы для официальных церемоний, презентаций новых банков, монументов, а не для завоевания такой женщины, как я. Извините, что я вам это говорю, но думаю, так будет лучше для нас обоих!

ЛЕОНЕ. Понятно! И вы пришли ко мне в это время, чтобы все это мне сказать!

ПАОЛА. Если бы я продолжала отказываться, вы продолжали бы настаивать! Это было бы слишком утомительно! Я решила рискнуть! Что-то могло произойти... но не произошло ничего!

ЛЕОНЕ. Из-за вас!

ПАОЛА. Да, но если бы вы смогли, если бы вы сумели...

ЛЕОНЕ (догоняет ее). Что это значит?

ПАОЛА. Ничего! Сейчас я должна уйти! Меня ждет Луиджи!

ЛЕОНЕ. Пошлите к черту вашего Луиджи! Подождите...

ПАОЛА. Зачем? Теперь это бессмысленно! Останемся добрыми друзьями... Сей­час уже поздно... ложитесь спать!

ЛЕОНЕ. Мы не можем так расстаться...

ПАОЛА. А Луиджи?

ЛЕОНЕ. А что подумает ваш Луиджи, когда увидит, как вы выходите из моего дома в это время?

ПАОЛА. Вероятно, он подумает, что я ваша любовница. Если хотите, я могу его не разубеждать. Мне все равно! Кстати, то же самое можете сказать и вы своим коллегам. Кто знает! Может быть, это вам поможет в вашей политической карьере!

ЛЕОНЕ. Только не надо о моей политической карьере! Она состоялась задолго до вашего прихода в мой дом! Я вас провожу...

ПАОЛА. Благодарю. Не беспокойтесь!

ЛЕОНЕ. Я должен открыть вам подъезд.

ПАОЛА. Ну, разве лишь для этого...

После того, как ПАОЛА и ЛЕОНЕ вышли, из-за дивана появляется молодой чело­век, пробирается к выходу, но не успевает и прячется в правом стенном шкафу. Возвращается ЛЕОНЕ. Проходит в спальню, по дороге закрывая дверь шкафа, молодой человек снова вылезает, но выходит ЛЕОНЕ, закрывает дверь, идет к столу, оборачивается, в эту минуту звонит телефон.

ЛЕОНЕ. С ума можно сойти! Алло! Алло!.. Кто это? А, привет, Бернарди, ты что звонишь?.. Что?.. Незаконнорожденные?! Какие незаконнорожденные?.. Ах да, извини, я совсем забыл! Да, да, я уже набросал... Завтра я тебе пришлю... Что?.. Сегодня?.. Но уже второй час ночи!.. Да, ты прав! Но у меня была уйма дел!.. Я знаю, что это важно. А в котором часу идет в набор газета?.. Ладно, я попробую! Позвони мне попозже!.. Да, да, я сделаю все, что в моих силах!.. Пока! (Ищет на столе бумаги, находит, идет к дивану, за которым во время его разговора сно­ва спрятался молодой человек — ПЬЕРО). Куда я ее засунул?! Уж не потерял ли я ее, чего доброго?! А, вот она! Ну да! Так сойдет! Нужно только добавить в за­ключение несколько фраз... Посмотрим-ка, что получилось... «Эти несчастные невинные жертвы, которые заслуживают понимания и участия... понимания и участия... понимания и участия...» (Замечает ПЬЕРО, который медленно выпол­зает из комнаты, встает, подходит к столу и берет револьвер). Кто вы?.. Кто вы?.. Что вы здесь делаете? Стой! Стой! Ни с места! Не двигайся, а то я выстре­лю!.. Не двигайся!..

ПЬЕРО. Да я не двигаюсь...

ЛЕОНЕ. Ты вор, да?! Я поймал тебя на месте преступления, мошенник, негодяй!.. Руки вверх, руки вверх!.. Руки на голову!.. Не пытайся удрать, иначе я выстре­лю!..

ПЬЕРО переходит на правую сторону комнаты.

ПЬЕРО. Не бойтесь, я не удеру!..

ЛЕОНЕ. Ты думал, что тебе удастся выйти сухим из воды?!.. Сейчас я тебе пока­жу!..

ПЬЕРО. Делайте, что хотите, только не говорите мне «ты»!

ЛЕОНЕ. Ты воруешь у меня в доме и еще требуешь от меня уважения?!

ПЬЕРО. Не надо никакого уважения! Вызовите полицию, пусть меня арестуют только не говорите мне «ты»! Мы с вами не родственники.

ЛЕОНЕ. К счастью!.. Хорошо, господин грабитель, я буду говорить вам «вы»! Мне жаль, что я вас побеспокоил! Извините, пожалуйста! Теперь другие позабо­тятся о том, чтобы вправить вам мозги. (Берет телефонную книгу, ищет очки, ударяет по столу). Где очки? А-а я оставил их в пиджаке... (Идет к левой двери).

ПЬЕРО. Не надо ходить за очками. Давайте я найду!

ЛЕОНЕ. Что вы найдете?

ПЬЕРО. Телефон полиции. Да успокойтесь вы! Я вовсе не собираюсь удирать! И осторожнее с револьвером. Он может выстрелить.

ЛЕОНЕ. Да, знаете, он заряжен. (Кидает ПЬЕРО телефонную книгу).

ПЬЕРО. Куда вы хотите позвонить — в полицейское управление или в участок?

ЛЕОНЕ. В участок, лучше в участок...

ПЬЕРО (найдя номер). 235... 682...

ЛЕОНЕ. Другого номера нет?

ПЬЕРО. Нет, только один. Хотите полицейское управление?

ЛЕОНЕ. Давайте.

ПЬЕРО. 374...156... 374...157...

ЛЕОНЕ. И этот занят... Что они там болтают по телефону?

ПЬЕРО. Наверное, у них много работы...

ЛЕОНЕ. Придется подождать.

ПЬЕРО. Я не спешу.

ЛЕОНЕ. Я спешу! Мне не терпится упрятать вас в тюрьму! Пока мы ждем, вы­кладывайте все, что вы у меня украли!

ПЬЕРО. Я ничего у вас не украл... Я взял только вот это... (Достает из кармана нечто)

ЛЕОНЕ. Что это?

ПЬЕРО. Охотничья колбаска! (Кидает ее ЛЕОНЕ). Я попытался ее есть, но она твердая как камень и пахнет плесенью. Вот я вам ее возвращаю! Недостает лишь маленького кусочка.

ЛЕОНЕ. И вы хотите меня уверить, будто взяли только это?

ПЬЕРО. Если не верите, обыщите меня...

ЛЕОНЕ. Вам не хватило времени на кражу?

ПЬЕРО. Времени у меня было более, чем достаточно. Я здесь с девяти часов.

ЛЕОНЕ. С девяти? Стоп! (Нажимает телефонную клавишу). В девять часов еще дежурил привратник! Как вам удалось пройти незамеченным?

ПЬЕРО. Привратник меня видел. Он меня прекрасно знает. Я здесь живу.

ЛЕОНЕ. Вы здесь живете? В этом доме??

ПЬЕРО. Да, на последнем этаже. У меня крохотная комнатушка на мансарде под самой крышей. Три года я здесь живу! Мы никогда не встречались, потому что я не поднимаюсь по парадной лестнице и лифтом не пользуюсь. Ко мне надо под­ниматься по черной лестнице.

ЛЕОНЕ. Понятно. Значит, у вас такая манера — воровать у соседей?

ПЬЕРО. Попробуйте еще раз позвонить в участок, может быть, номер освобо­дился...

ПЬЕРО диктует телефонные номера, ЛЕОНЕ набирает, но все занято. В ре­зультате взбешенный ЛЕОНЕ ударяет по телефону.

ЛЕОНЕ. Что за номера вы мне даете!

ПЬЕРО. Давайте я вам все объясню. В девять часов вечера я поднимался по чер­ной лестнице к себе домой. Проходя мимо вашей квартиры, я увидел, что дверь открыта. На кухне горел свет, но было тихо. Очевидно, в квартире никого не было. Ваша горничная спустилась в привратницкую и оставила дверь незапертой. Только я вошел, как услышал шаги на лестнице. Я не успел выйти и спрятался на балконе. Горничная вернулась на минутку, чтобы снять передник и надеть паль­то. Она погасила свет и ушла, заперев дверь на ключ на два оборота. Я попробо­вал открыть дверь, выходящую на парадную лестницу, но она тоже была заперта на ключ. Вот почему я здесь с девяти часов!

ЛЕОНЕ. И за все это время вы ничего не украли! Вы же вошли сюда с целью ограбления!

ПЬЕРО. Я вошел сюда с другой целью. Я вошел, чтобы поесть...

ЛЕОНЕ. Поесть?

ПЬЕРО. Я не ел два дня, и едва я остался один, я не мог думать ни о чем другом, кроме как о еде. Я искал в буфете, в шкафах, в холодильнике, но вот все, что я нашел — колбаску, покрытую плесенью, и кусочек черствого хлеба.

ЛЕОНЕ. Жаль.. Но я никогда не ем дома... Позвольте, ведь тут было полно еды — сэндвичи бутерброды с икрой...

ПЬЕРО. Я не знал.. Вы позволите мне взять что-нибудь?

ЛЕОНЕ. Да, конечно! Берите все! Не стесняйтесь!

ПЬЕРО (набрасывается на еду). Спасибо! Вы очень добры! Извините, я не мог терпеть!

ЛЕОНЕ. Ешьте, ешьте, не беспокойтесь! Не ешьте так быстро, заболит живот и вам будет плохо.

ПЬЕРО. Нет, мне хорошо! Я себя чувствую, как будто заново родился!

ЛЕОНЕ. Если хотите пить, есть вино...

ПЬЕРО. Спасибо, я уже пробовал — крепкое... Я мало пью. Да и ем я немного, но совсем без еды я пока обойтись не могу. Желудок, когда пустой, становится зло­вредным и не позволяет думать ни о чем другом. Можно, я возьму еще один бу­терброд с икрой?

ЛЕОНЕ. Ешьте! Если хотите, возьмите с собой!

ПЬЕРО. С собой? Зачем? Чтобы угостить полицейских?

ЛЕОНЕ. Вы действительно забрались в мою квартиру не для кражи?

ПЬЕРО. Если вы мне не верите, посмотрите, все ли вещи на месте.

ЛЕОНЕ. А что же вы делали здесь с девяти часов?

ПЬЕРО. Ничего! Я сидел вот там, в темноте, я даже не мог включить свет — не знал, как он включается. Меня клонило ко сну, и я старался не уснуть, чтобы ус­петь спрятаться, когда кто-нибудь придет. И в самом деле, через три часа я услы­шал, как в замочной скважине повернулся ключ, и едва я успел спрятаться под диван...

ЛЕОНЕ. Под диван?.. (Переходит, заглядывает за диван).

ПЬЕРО. Ну да...

ЛЕОНЕ. И вы оставались там все это время?

ПЬЕРО. Ну да, я не мог пошевельнуться, я надеялся, что вы перейдете в спальню, а вы все время пробыли тут...

ЛЕОНЕ. Значит, вы все слышали?!

ПЬЕРО. Я пытался отвлечься, думать о другом, но кое-что я слышал...

ЛЕОНЕ. Это чересчур! Вы что, не могли спрятаться в другом месте? Квартира большая, комнат много!!!

ПЬЕРО. Я сидел в очень неудобной позе, у меня онемели все части тела, и, говоря откровенно, ваша беседа меня не очень-то интересовала, я прекрасно понимал, чем все это кончится! Эта женщина приехала к вам с единственной целью — по­смеяться над вами!

ЛЕОНЕ. Да, вы правы, это я сразу понял!

ПЬЕРО. Как выглядит эта женщина? Она красивая?

ЛЕОНЕ. Она очень красивая!! Вы же ее видели!

ПЬЕРО. Я видел только ее ноги, щиколотки. Потрясающие! Я представил себе, что она должна быть очень красивой. Только уверенная в себе женщина могла отважиться на столь рискованный поступок. Если бы на вашем месте оказался другой...

ЛЕОНЕ. Другой? Что сделал бы другой?..

ПЬЕРО. Сразу обезоружил бы ее.

ЛЕОНЕ. Как?

ПЬЕРО. Сначала овладел бы ею, а потом уж разговаривал бы.

ЛЕОНЕ. Молодой человек! Эта женщина была у меня в первый раз в моем доме! В первый раз! Я — джентльмен!!

ПЬЕРО. Я понимаю, но, видите ли, ваше превосходительство, в таких случаях джентльмен — синоним дурака! Эта женщина, когда ехала сюда, несомненно, до­пускала также, что вы не джентльмен. И может быть, ей хотелось...

ЛЕОНЕ. Вы думаете, если бы я...

ПЬЕРО. Конечно, если бы вы действовали бы без промедления, все закончилось бы иначе! Этим интеллектуальным дамам нравится напускать на себя вид фри­гидных женщин.

ЛЕОНЕ. Да, они рациональные, бесчувственные, рассудочные и абсолютно бес­сердечные!

ПЬЕРО. Это только видимость! В сущности они ничем не отличаются от осталь­ных. Они как испанские дома, в которых больше дверей, чем окон. В них легче проникнуть, чем ясно видеть!

ЛЕОНЕ. Прекрасное определение! Мне нравится!

ПЬЕРО. Оно не мое, а Жана-Поля Рихтера! А это — женщина — это сфинкс без загадок Оскара Уайльда — вы, конечно, знаете!

ЛЕОНЕ. Да...

ПЬЕРО. А высказывание Альфонсо Арагонского — женщина — это существо, которое одевается, разговаривает и раздевается!

ЛЕОНЕ. Этот Альфонсо Арагонский понимал толк в женщинах!

ПЬЕРО. А Фонтенель признавался, что три вещи на свете он всегда любил, но ни­когда не мог понять — живопись, музыку и женщин!

ЛЕОНЕ. Он прав! Я тоже.

ПЬЕРО. А Франсуа де Малерб сказал, что Бог пожалел, что сотворил мужчину, но никогда не сожалел, что сотворил женщину!

ЛЕОНЕ. Откуда вы все это знаете?

ПЬЕРО. Просто помню кое-что...

ЛЕОНЕ. Вы образованный человек!

ПЬЕРО. У меня три диплома!

ЛЕОНЕ. Три диплома?!! И вы с тремя дипломами лазаете в чужие квартиры, что­бы поесть?

ПЬЕРО. Приходится. С тремя дипломами можно свободно умереть от голода.

ЛЕОНЕ. Я не понимаю! С тремя дипломами вам не удалось найти хоть какой-нибудь службы?

ПЬЕРО. Службу я мог найти и не одну. Но я ошибся в главном — в выборе про­фессии. А когда осознал это — было поздно. Я сам виноват, не стоит об этом!

ЛЕОНЕ. Постойте. Если человек с вашими возможностями дошел до такого со­стояния, должна быть серьезная причина. Что с вами случилось?

ПЬЕРО. Я не могу вам этого сказать.

ЛЕОНЕ. Почему?

ПЬЕРО. Если я скажу, вы потребуете сразу же меня арестовать.

ЛЕОНЕ. Вы что, преступление совершили?

ПЬЕРО. Не одно, а много.

ЛЕОНЕ. Могу я в конце концов узнать кто вы? Мошенник? Убийца? Советский шпион?

ПЬЕРО. Я драматург...

ЛЕОНЕ. Драматург? Вы всерьез?

ПЬЕРО. Мне не до шуток.

ЛЕОНЕ. Драматург...

В это время звонит телефон.

Извините... Алло! Кто? Нет здесь никакого доктора! Два часа ночи! (ПЬЕРО). Садитесь.. Кофе, рюмочку ко­ньяку?

ПЬЕРО. Спасибо, но теперь я хотел бы, если вы позволите, уйти... Благодарю...

ЛЕОНЕ (ставит стул, наливает коньяк, садится справа). Да ладно — благода­рю, не каждый вечер ко мне в гости приходят драматурги. Значит, вы пишете ко­медии?

ПЬЕРО. Да, комедии, драмы, трагедии, драматические поэмы.

ЛЕОНЕ. И много написали?

ПЬЕРО. Примерно тридцать.

ЛЕОНЕ. Тридцать? И они имели успех?

ПЬЕРО. Огромный успех, успех — у письменного стола...

ЛЕОНЕ. Что это значит?

ПЬЕРО. Их никто не читал.

ЛЕОНЕ. Никто?

ПЬЕРО. Никто.

ЛЕОНЕ. Тогда зачем продолжали писать?

ПЬЕРО. Иллюзии... Эта злосчастная надежда вынуждает нас совершать безволь­ные поступки... Но не стоит об этом!

ЛЕОНЕ. Нет, нет, мне интересно! Я возвращаюсь домой и вижу под диваном дра­матурга! Вы понимаете мое удивление, мой ассоциативный ряд! Рассказывайте...

ПЬЕРО. О своей жизни я могу рассказать в нескольких словах. Она неориги­нальна. Я покинул свой городок, где мог бы поступить на службу в нотариальную контору и приехал сюда, преисполненный иллюзий и фантазий, с двумя комедия­ми в чемодане и тремя-четырьмя — в голову Я был настолько уверен в своем та­ланте, что уже весь мир видел у своих ног! Тут начались первые попытки: редак­ция газеты, знаменитый писатель, гримуборная известного актера... Все встреча­ли меня любезно, выслушивали с интересом, говорили: я прочту, я поговорю с тем-то и тем-то, зайдите через две недели... А через две недели те же слова, те же обещания... Мои пьесы переходили из рук в руки и возвращались ко мне непро­читанными. Но я не сдавался, я продолжал писать, несмотря на то, что никто не читал моих пьес!!

ЛЕОНЕ. Бедняга!

ПЬЕРО. Да, я бедный, в буквальном смысле слова — бедный! Моя нищета увели­чивалась со дня на день, у меня не осталось книг, которые можно было бы про­дать, не осталось ничего, что я бы мог заложить... Я голодал, отчаянно голодал! И в конце концов я решил покончить!

ЛЕОНЕ. То есть решили поступить на службу в нотариальную контору!

ПЬЕРО. Нет, я решил умереть!

ЛЕОНЕ. Умереть?..

ПЬЕРО. Да, умереть. Я помню то утро... Серое, облачное.. Ни света, ни прохожих. Я шел вдоль берега реки с твердым намерением утопиться... Если бы вы знали, ка­кое любопытное впечатление производят вещи, когда думаешь о том, что видишь их в последний раз! Прошел уличный торговец, парочка влюбленных, два солда­та... А я все шел и шел. пока не очутился за городом. И я стал выбирать место... Очень спокойно, машинально... Как вдруг заметил бездомную собаку. Она бежа­ла впереди меня, то и дело оборачивалась, глядя на меня печальными глазами. Я погладил ее по морде, потом пошел рядом с ней, и как-то постепенно совсем за­был о своем намерении. А между тем туман рассеялся и выглянуло солнце. Вели­колепное сверкающее солнце на вымытом и обновленном небе! В воздухе чувст­вовалось приближение весны... И я ужаснулся при мысли о смерти, мне захоте­лось жить, жить... во что бы то ни стало, в бедности, нищете, но жить, жить!!! (Поет).

ЛЕОНЕ. Вы правильно поступили!

ПЬЕРО. Да ничего не правильно! Вы же видите, что я теперь такой же голодный, как и прежде, и у меня нет возможности покончить с собой! У того, кто был уже однажды на грани смерти, не хватит сил сделать это вторично!!!

ЛЕОНЕ. Вы не должны падать духом! Вы молодой человек, талантливый!!!

ПЬЕРО. Какой прок мне от моего таланта, если мне не везет, ну не везет!!!.. Из­вините, я вам изрядно надоел... спасибо за угощение...

ЛЕОНЕ. Возьмите с собой.

ПЬЕРО. Спасибо... Тарелку я вам потом верну...

ЛЕОНЕ. Не спешите... Послушайте, бедняга, а я могу вам чем-нибудь помочь?

ПЬЕРО. Чем вы мне хотите помочь? Познакомить меня с кем-нибудь? Дать ре­комендацию? Это бессмысленно! В наше время у всех рекомендации!

ЛЕОНЕ. Но я знаком с известными актерами, директорами театров, эти люди во мне нуждаются и будут рады оказать мне услугу.

ПЬЕРО. Благодарю вас, ваше превосходительство, но это бессмысленно... У меня не осталось более иллюзий, теперь мне все равно!!

ЛЕОНЕ. Вам не хотелось бы увидеть вашу пьесу на сцене настоящего театра?

ПЬЕРО. Это всегда было моей мечтой!.. Увидеть свою пьесу на сцене, услышать, как публика аплодирует моему творению... Не из-за славы, не из-за денег, не от жажды успеха... От счастья иметь возможность передать другим свои мысли, свои чувства... Наверное, это единственное счастье у автора, которое никто не может у него отнять! И чтобы испытать это счастье хоть раз, я готов отказаться от всего — от славы, от денег, от всего!! Вам этого не понять, вы не автор, но кто знает, может быть, найдется человек, более ловкий, более везучий, чем я, обла­дающий качествами, которых у меня нет, и он сумеет добиться постановки моих комедий на сцене... Вот в этом, ваше превосходительство, вы могли бы мне по­мочь...

ЛЕОНЕ. Я?

ПЬЕРО. Найти человека влиятельного... со связями... с именем... который согла­сится...

ЛЕОНЕ. Думаю, это будет нетрудно... Надо подумать...

ПЬЕРО. А почему бы вам самому не попробовать?

ЛЕОНЕ. Не попробовать чего?

ПЬЕРО. Добиться постановки моих комедий под вашим именем...

ЛЕОНЕ. Что это вам взбрело в голову?.. Причем тут я?..

ПЬЕРО. Вы известный политический деятель... Вы подумайте — депутат и драма­тург! В парламенте не так уж много писателей! Вы могли бы стать министром культуры!

ЛЕОНЕ. Министром культуры?

ПЬЕРО. Да, будучи драматургом...

ЛЕОНЕ. Сразу видно, что вы в этом ничего не понимаете! Будучи драматургом, меня могут назначить министром рыбного флота или министром торговли! Ми­нистерства никогда не доверяют людям компетентным — это практика!

ПЬЕРО. Вы только представьте, какая публика будет на премьере — министры, депутаты, сенаторы...

ЛЕОНЕ. Да... А если кто-нибудь узнает?

ПЬЕРО. Не бойтесь, я никому не скажу! Для меня главное — увидеть постановку моей пьесы на сцене! А потом будет успех, и все будут говорить: какой талант! Кто бы мог подумать! И если кто-нибудь сомневался в ваших интеллектуальных способностях, ему придется сразу же изменить свое мнение... Например, завист­ливый коллега, политический противник, женщина...

ЛЕОНЕ. Да мне хочется вам помочь, но... Естественно, все деньги пойдут вам!

ПЬЕРО. Это как вы хотите, ваше превосходительство...

ЛЕОНЕ. На этот счет я не допускаю возражений!

ПЬЕРО. Хорошо.

ЛЕОНЕ. И вы никому не расскажете?

ПЬЕРО. Ни в коем случае!

ЛЕОНЕ. Странное предложение... Во всяком случае, я подумаю... Где ваши пье­сы?

ПЬЕРО. У меня дома... Хотите почитать?

ЛЕОНЕ. Давайте посмотрим две-три комедии.

ПЬЕРО. Так значит, вы согласны?

ЛЕОНЕ. Я сказал — посмотрим.

ПЬЕРО. Спасибо, ваше превосходительство, вы очень добры!

ЛЕОНЕ. Дело не в доброте, а в человечности! Эта ваша история меня просто тро­нула... Особенно ваш рассказ о бродячей собаке...

ПЬЕРО. Я сейчас вернусь! (Убегает).

ЛЕОНЕ(некоторое время стоит, задумавшись, затем произносит). Леоне Саваста — депутат и драматург!

Звонит телефон.

Алло! Кто говорит? А, опять незаконнорожденные! Нет, я ничего не на­писал! У меня не было времени! Послушай, плевать мне на твоих незаконнорож­денных! Какое мне до них дело! У меня голова занята другими вещами! Все вы, журналисты, одинаковы! Вы приковываете нас к одной какой-нибудь проблеме и мы для вас существуем только в связи с ней! Да, меня интересует! Я не отрицаю! Но меня интересует и многое другое! Чего вы себе не можете представить! На­пример? Нет, лучше я тебе ничего пока не скажу! Это будет большой сюрприз для тебя и для всей вашей пишущей братии! Да, обещаю, ты узнаешь об этом пер­вый! Нет, политика тут ни причем! Напрасно ты пытаешься угадать! Да, скоро! Быть может, завтра же! Спокойной ночи! (Некоторое время стоит и снова про­износит). Леоне Саваста — драматург!

Наши рекомендации