Сложности в зарубежной практике.
Децентрализация (деконцентрация, аутсорсинг) состоит в том, чтобы спустить процесс принятия решений на низовые уровни – туда, где возникают проблемы. При этом территориальная децентрализация (деконцентрация) означает передачу полномочий от центра на региональный̆ и местный̆ уровень, от центральных органов – их территориальным представительствам. Возможно также делегирование полномочий в рамках одной̆ организации с верхних этажей̆ управления на нижние. Аутсорсинг предполагает передачу государственных функций частным организациям посредством контрактной̆ системы. Функциональная децентрализация направлена на создание специальных полуавтономных государственных агентств, которые берут на себя большую часть сервисных функций и действуют на основе соглашений с центральными ведомствами.
Принципы корпоративизма и неокорпоративизма опираются на создание децентрализованных государственных структур нового типа. Корпоративизм предполагает переход от классической̆ бюрократии к корпоративным методам управления. В госсекторе начинают действовать новые эффективные предприятия с элементами рыночных нововведений, при этом государственная система становится фрагментированной̆, хотя в целом она рассчитана скорее на гражданина, а не на клиента. Данный̆ подход особенно характерен для континентальных стран Европы.
Неокорпоративизм предполагает сетевой̆ подход к управлению и характеризуется превращением государственных структур в своего рода открытую сеть, где отсутствует информационная асимметрия, жёсткая иерархия и соблюдение правил. Сетевой̆ принцип предполагает управленческую гибкость и оперативность, при этом агентства уже нацелены не только на то, чтобы достигнуть своих целей, но, и чтобы взаимодействовать с другими структурами. Основной̆ акцент делается на проектное управление, которое предполагает создание модульных структур для решения конкретной̆ задачи, имеющей̆ свои временные ограничители. Неокорпоративизм присущ в большей̆ мере Великобритании (и англосаксонским государствам современного мира).
Современные исследователи подчеркивают, что общим инструментом реализации всех намеченных выше целей̆ во многом является ориентация деятельности органов государственного управления на концепцию управления по результатам. Не все перечисленные страны имеют большой̆ опыт реализации данной̆ концепции, многие только начинают ее внедрение. Например, система бюджетного планирования, ориентированного на результат, в Великобритании основана на таких концепциях, как «качество за деньги» и «концепция оценки результативности». Первая концепция подразумевает, что «общественные средства должны расходоваться не только в соответствии с законом, но и разумно», вторая указывает на необходимость «постоянного улучшения качества общественных услуг».
Важнойобщейзадачей в сфере повышения качества бюджетных услуг является задача активного сотрудничества государственных органов с населением. Для того, чтобы выявить мнение граждан о качестве получаемых государственных услуг, правительства стран проводят постоянный мониторинг их мнений. Так, в Германии для формирования у населения положительного мнения о качестве получаемых государственных услуг предусматривается использование специальных постановлений, защищающих потребителей и предполагающих особые процедуры разрешения конфликтных ситуаций, предполагающих максимально эффективную защиту интересов граждан, а также проведение регулярных опросов потребителей1. Муниципалитеты Великобритании проводят постоянные опросы населения по проблемам качества предоставляемых услуг и степени их соответствия налоговой нагрузке. Каждый муниципалитет разрабатывает определенный «стратегический порядок достижения целей», состоящий из конкретных планов и программ.
Новым направлением реформ является создание специальных служб по оказанию государственных услуг населению. Например, во многих европейских странах для ищущих работу граждан выделяется индивидуальный кейс-менеджер, который выполняет за клиента все процедуры, связанные с получением необходимых справок от соответствующих государственных служб, а также дает требуемые клиенту рекомендации по всему циклу проведения услуги.
Следует выделить также такое направление реформ европейских стран, как повышение прозрачности и оперативности предоставляемых услуг, для чего государственные департаменты ежегодно разрабатывают и представляют на официальных сайтахотчёты. Для его составления каждое министерство должно разработать план оценки качества своих услуг. Например, правительство Франции концентрирует внимание на таком качестве услуг, как оперативность предоставления информации населению, что предполагает широкое внедрение информационных технологий. Целью административной и бюджетной реформы Великобритании является повышение эффективности управления государственными финансами и процессы его оптимизации. Помимо постоянного стремления к эффективному использованию бюджетных средств, министерства должны добиваться улучшения показателей всех предоставляемых услуг. Особое внимание правительства разных стран ЕС отводят проблеме повышения эффективности и качества деятельности государственных органов власти, предоставляющих услуги населению. Например, основная задача проводимых реформ в Германии и Великобритании состоит в создании «новой модели администрации как службы гарантированного сервиса». Таким образом, в целом концепция администрации как службы сервиса нацелена на повышение качества бюджетных услуг, предоставляемых населению.
В целом, перспективы развития административных реформ в Европе связаны с воплощением концепции «активизирующего государства». Так, УдоБарч полагает, что термин «активизирующее государство» означает новое распределение задач и ответственности между государством и обществом. Это означает большую направленность на гражданина и одновременно уход государства из публичных задач под лозунгом «То, что общество может сделать так же хорошо или лучше, чем государство, общество должно делать само». С практической точки зрения, это предполагает большую вовлеченность государства в решение задачи мотивации граждан, а также, в следующую из нее, задачу контроля.В будущем государство будет сосредоточиваться на своих основных задачах, таких как оборона, внутренняя безопасность, работа полиции и судебной системы, финансовое администрирование и т.п.
Концепция «активизирующего государства» основана на следующих основных принципах.
1. Государство стремится управлять другими, а не выполнять работу за них. Это означает стремление максимально разгрузить правительство от текущей сервисной работы и «спустить» оказание государственных услуг на уровень, максимально приближенный к потребителю
2. Предоставить потребителям возможность самим выбирать услуги, в которых они нуждаются, и у тех, кто оказывает их наиболее качественно
3. Ввести принцип конкуренции в госсекторе, дать возможность частному сектору бороться за потребителя при условии, что данная услуга будет оплачена государством
4. Вкладывать капиталы в результаты, а не в намерения.
5. Ориентироваться на клиента, то есть во главу угла деятельности государственных органов следует ставить потребности и пожелания граждан как потребителей̆ публичных услуг.
6. Внедрять рыночно-ориентированные механизмы и бюджетирование, ориентированные на результат.
7. Произвести децентрализацию организаций, перенести центр тяжести принятия решений на низовой̆ уровень, внедрить в управление сетевые элементы.
Однако на пути административных реформ неизбежно возникают сложности и проблемы. В странах ЕС реформаторы столкнулись с целым рядом проблем:
1. косность
2. Бюрократизм в среде чиновников
3. Недостаточная квалификация управленческих кадров
Действительно, для проведения реформ, улучшающих всю административную структуру, необходимо было преодолеть ее же неподвижность. Также барьером можно считать кадровые проблемы, которые, впрочем, существуют в любой области человеческой деятельности. Серьёзной̆ проблемой̆ стало также недоверие к реформам со стороны населения, что, безусловно, затрудняло процесс.Также стоит упомянуть и расхожесть мнений и взглядов в среде самих инициаторов реформ.
Подводя некий итог рассмотренного опыта зарубежных стран в сфере административного реформированияуправленческого труда, можно подчеркнуть, что основные тенденции современных административных реформ в ведущих странах ЕС определяются целым рядом универсальных факторов, среди которых такие как глобализация, информационная революция, новейшие достижения в сфере менеджмента и управленческих технологий. Общие методологические принципы стратегии европейских административных реформ определяются, прежде всего, стремлением реформаторов использовать новейшие достижения современной̆ теории административно-государственного управления. Однако темпы преобразований в каждойотдельной̆ стране во многом зависят от уровня социально-экономического развития, общей̆ политической̆ ситуации, достигнутого элитой̆ консенсуса по поводу направления реформ, личной̆ политической̆ воли реформаторов – их радикализма или, напротив, конформизма. Несомненно, анализ ведущих направлений европейских реформ, осознание достижений и ошибок помогут успешно переносить необходимые модели и технологии в Россию.
Заключение
Подводя итог, хочется еще раз обратиться к проблеме необходимости административного реформирования сферы управленческого труда, а также сложности проведения данного процесса. Управление как инструмент достижения эффективного функционирования какой-либо системы, организации, само является объектом, нуждающимся в своевременном и грамотном реформировании. Учитывая сложность данного мероприятия, разумным ходом будет обращение к зарубежному опыту в целях определения условий эффективности осуществления административных реформ, а также определения наиболее успешных путей, направлений, в которых будут осуществляться реформы. Оперируя зарубежным опытом, намного проще моделировать механизм проведения и направление реформ, безусловно, делая некоторые допущения, связанные с особенностью нашего государства.
Свою работу я бы хотел закончить высказыванием экс-премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который обозначил систему измерения успешности тех или иных реформ в следующих словах:«Наши ценности служат нам ориентиром, олицетворяющим прогресс человечества на протяжении веков».
Библиографический список
1. Литвинцева Е. Реформирование государственной службы в зарубежных странах // Государственная служба, 2007, № 6, стр. 173.
2. Барч У. Возможности внедрения зарубежного опыта в условиях России // Государственная служба, 2007, № 6, стр. 171.
3. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт для Российской Федерации – М., 2003, стр. 84–100.
4. Барч У. Реформирование государственной службы в Германии // Государственная служба, 2005, №4.