Административное реформирование управленческого труда: польза зарубежной практики.
Теперь, когда вопросов относительно сути управленческого труда как явления в целом не осталось, пришло время начать работу по раскрытию сущности административных реформ в заданной сфере, путей их осуществления с привлечением зарубежного опыта. Административные реформы в сфере управленческого труда – ни что иное, как объективная потребность системы государственного управления в переходе к более совершенному механизму функционирования в целях повышения показателей эффективности. В таком сложном и щедром на преграды деле невозможно не учитывать опыт зарубежных государств, причем как в конкретных шагах, так и в намеченных в целом векторах, по которым идет административное реформирование. Речь сейчас идет о том, почему зарубежный опыт полезен и должен быть применен в процессе разработки и претворении в жизнь отечественных административных реформ в сфере государственного управления и управленческого труда. Руководство таким опытом в основном направлено на ускоренное определение условий эффективности осуществления заданных реформ. Имея повышение эффективности как цель, мы сразу понимаем, что ключ к достижению поставленной задачи кроется в понимании условий этой эффективности. Опыт зарубежных стран подскажет эти условия, моделирование готовящихся реформ станет много проще. Безусловно, возникает вопрос: каким образом условия эффективного функционирования чего-либо в административных структурах других стран может быть применимо и, более того, взято за ориентир в процессе разработки реформ здесь, в России? В данном вопросе подразумевается несовместимость механизмов осуществления реформ из-за различий в исходных условиях за рубежом и в России. Можно пойти по неправильной логической цепочке и заключить, что эффективное в других странах не будет эффективно в нашей стране, и наоборот. Однако это утверждение просто-напросто противоречило бы здравому смыслу, потому что очевидно, что условия эффективности административного реформирования сферы управленческой деятельности в странах, построенных на принципах демократии, свободы и должного функционирования государственного аппарата (а мы только такие зарубежные страны и рассматриваем), и в России будут схожими. Поэтому очевидна польза вычленения этих условий их зарубежного опыта. Затем останется только грамотно, учитывая все особенности и возможные сложности, перенести это в Россию, при этом имея возможность избежать сложностей, связанных с движением в противоположную сторону от успешного маршрута выбора самих реформ и непосредственного их осуществления. Еще раз подчеркну, что зарубежный (европейский) опыт в рассматриваемом вопросе есть во многом отражение высокого уровня развития этих государств, однако это не означает, что его нужно игнорировать и не придавать какого-либо значения, ведь определенные грамотные поправки и корректировки вполне способны сделать возможным перенос данного опыта в Россию. Перед тем, как описывать опыт зарубежных государств, необходимо в целом описать рычаги административных реформ. Ими являются:
1. Традиция сильного центрального ведомства
2. Традиция однопартийного большинства
Это не означает, что без этих условий проведение административных реформ сделается невозможным. Это лишь означает, что степень соблюдения данных условий находится в прямой зависимости со скоростью проведения административных реформ. Так, в условиях однопартийного большинства в парламенте административные реформы будут идти гораздо быстрее, поскольку их станет поддерживать не только исполнительная власть, но и парламент. Институциональная восприимчивость в процессе административных реформ характеризуется такими основными параметрами:
1. Степень централизации
2. Политическая нейтральность
3. Стабильность в среде высших кадров государственного аппарата
Установка на современные административные реформы исходит из принципов рационалистического инструментализма, который̆ подразумевает, что управленческие принципы могут быть привиты на любой̆ почве, независимо от социального и политического контекста и традиций.
2. Зарубежный опыт управленческого труда, конкретные примеры.