Правовая система является частью общесоциальной системы. В современном мире существует большое многообразие различных правовых систем, каждая из которых отличается какими-либо особенностями.
Элементами, действующими на уровне правовой системы, являются:
1) действующие правовые нормы и система источников права;
2) особенности правосознания и правовой культуры, правовые понятия, юридическая наука и правовая идеология, правовая политика;
3) система правоотношений, состояние правопорядка и законности;
4) юридическая практика;
5) юридическая техника.
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Это понятие выражает очень важную идею, а именно:
• право есть комплекс;
• составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
• все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.
В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.
При характеристики правовой системы общества целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы:
• субъектно-сущностный;
• интеллектуально-психологический;
• нормативно-регулятивный;
• организационно-деятельностный;
• социально-результативный.
Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».
Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы – права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.
Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др.
Кроме того, правовая система - есть комплексное образование, охватывающее все правовые явления.
Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правовая политика, правовая культура, правосознание, правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правотворческие органы и др.
Таким образом, правовая система понимается в двух смыслах.
В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей»
В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права»
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти отличия бывают очень значительными.
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая система права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны, государства. Национальная правовая система - составная часть того или иного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего англо-американского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем. в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации.
В основе сравнительно-правового анализа национально-правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего относят:
- происхождение правовых систем (их генезис), включая исторические предпосылки;
- источники права;
- роль судов и судебной системы в целом;
- правосознание и правовую культуру; и др.
В современном мире не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Это связано с тем, что на протяжении многих лет появлялись и появляются многочисленные точки зрения, и подходы к определению критериев классификации правовых систем, и, следовательно, выделению различных видов правовых семей. Следовательно, в реальной жизни нет, и не может быть законченной правовой или любой иной классификации, любая выделяющая при этом правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Это объясняется тем, что каждая из правовых семей принадлежит к особому, своеобразному типу правовой цивилизации. У каждой из них специфическая система правовой идентификации. Каждая из систем стремится вложить в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно-практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы. Даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.
Особенно важно подчеркнуть, что существует множество оснований классификации правовых систем, поскольку каждый исследователь принимает за основу разные критерии классификации.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
ПРАВОСОЗНАНИЕ : ПОНЯТИЕ ,СТРУКТУРА, ВИДЫ
Правосознание – одна из форм общественного сознания. Правосознание – часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание – субъективное представление человека (группы людей, общества) об объективном праве, существующем в настоящее время, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем (идеальное право). Таким образом, речь идет не просто о знании права, но об определенном субъективном отношении к нему.
Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие – правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология – правопонимание, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Можно назвать его юридическим мировоззрением. При этом правовая идеология включает представления людей, как о сущем, так и о желаемом праве.
Правовая психология – эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настороения, переживания, привычки, стереотипы. Это интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения – правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально – разумом, рассудком, но и эмоционально – ощущая, чувствуя правовое воздействие.
Правовое воспитание – это передача правовой информации (опыта, знаний о праве) из поколения в поколение. Правовое воспитание – составная часть общего воспитания и образования личности. Правовое воспитание населения является одной из важных функций государства.
Недостатки правосознания:
Правовой нигилизм – негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения
Правовой фетишизм – преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества
Правовой инфантилизм – недооценка роли права, слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению далекому и неповседневному
Уровни правосознания в целом совпадают с уровнями правовой культуры, включая индивидуальный, корпоративный, общий и общечеловеческий. То же самое можно сказать и о видах правосознания, где выделяют:
Обыденное, массовое правосознание, основанное на здравом смысле и жизненном опыте
Профессионально-юридическое правосознание, вытекающее из специального образования и юридической практики
Доктринальное (научное) правосознание ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном научном знании
Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям.
Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.
Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.
Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп – групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.
Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.