Суверенитет государства : понятие и основные признаки
Государственный суверенитет – это самостоятельность гос.власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет лат. Верховенство, автором термина считают Бодена, который понимал под суверенитетом абсолютную и постоянную власть. В современном праве суверенитет ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам. Суверенитет имеет свои символы (герб,флаг,гимн) иногда столица и денежная единица.
Суверенитет проявляется в верховенстве, единстве и независимости, включает следующие аспекты:
-единство и распространение гос.власти на все население.
-право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества
-исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения.
-общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются.
-прерогатива, т.е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.
Суверенитет может быть формальным, провозглашается , но реально не осуществляется в силу зависимости от др. гос-в (например экономической)
Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное - по отношению к государству побежденному в войне.
Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством, ст.4 указывает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, т.е. Территориальное верховенство. Ст. 80 гласит Президент РФ принимает меры по охране суверенитета, ее независимости и гос-ой целостности.
Гос. суверенитет следует отличать от суверенитета нации, народного суверенитета. Суверенитет нации это право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.
Народный суверенитет означает, что источником и верховным носителем гос.власти является народ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Формы осуществления функций государства– упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.
Формы осуществления функций государства:
1) правовая деятельность– однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов по поводу издания и реализации юридических актов:
а) правотворческая деятельность,направленная на издание, изменение либо отмену нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность,направленная на реализацию, исполнение нормативных правовых актов посредством издания актов применения права:
– оперативно—исполнительная деятельность государственных органов,связанная с разрешением повседневных вопросов по изданию актов применения права;
– правоохранительная деятельность государственных органов,направленная на охрану норм права от нарушений, защиту гражданских прав и обеспечение выполнения обязанностей;
2) организационная– однородная по своим внешним признакам и не влекущая юридических последствий деятельность государства:
а) организационно—регламентирующая деятельность,направленная на решение конкретных политических задач, на технико—организационное обеспечение функционирования государственного механизма;
б) организационно—хозяйственная деятельность,направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций;
в) организационно—идеологическая деятельность,повседневно использующая разъяснительные и воспитательные методы.
С другой точки зрения формы осуществления функций государства– деятельность основных звеньев государственного механизма, специфическая деятельность которых отличается от деятельности негосударственных организаций и объединений.
В связи с этим выделяют следующие виды форм осуществления функций государства:
1) законодательная– деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;
2) исполнительная– деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;
3) судебная– деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;
4) контрольно—надзорная– деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.
Методы осуществления функций государства– средства, посредством которых решаются задачи государства (убеждение, принуждение, прогнозирование, планирование и т. д.).