Структура отчета и формат оформления
Методические указания по подготовке отчетности по производственной практике, 3 курс
(кафедра теории и практики менеджмента)
Цель: формирование навыков практического управления предприятием; комплексного экономического, управленческого, маркетингового, портфельного, логистического и пр. анализа деятельности фирмы;
комплексного анализа внешней среды (конъюнктуры рынка, конкуренции, поведения потребителя);
навыков организации и проведения самостоятельных эмпирических исследований с целью обоснования управленческих решений;
навыков взаимодействия в коллективе и управления командой;
навыков принятия обоснованных управленческих решений.
Для реализации целей практической подготовки специалистов в области маркетинговой деятельности фирмы организация практики реализуется силами кафедры теории и практики менеджмента при тесном взаимодействии с работодателями.
В процессе прохождения практики осуществляется корректировка индивидуальных задач в соответствии с возможностями базового предприятия и навыками конкретного студента.
По окончании студент обязан предоставить полный пакет документов по организации практики и отчет о ее результатах.
Практика является академической дифференцированной отчетностью за текущий курс.
Содержание отчета по практике (общие требования)
В соответствии с целями производственной практики в Отчете по практике необходимо:
1.Изучить и описать общую характеристику организации по следующему плану:
· Юридический адрес
· История возникновения (реферативно)
· Правовое положение организации, форма собственности, принадлежность капитала
· Вид деятельности
Для этого можно использовать «Учредительные документы организации».
2.Кроме этого, надо ответить на ряд предложенных ниже вопросов:
Производственная практика
Для прохождения практики и написания отчета студент должен выбрать 5-6 заданий из предложенного перечня типовых заданий.
Примерные типовые задания:
- Анализ показателей (результатов) деятельности предприятия: по занимаемой доле рынка и конкурентоспособности фирмы по данному признаку; объемам производства; объемам сбыта по видам продукции (услуг) и регионам.
- Анализ и прогнозы производства и продаж на основе использования источников внутренней информации предприятия и статистических методов прогнозирования.
- SWOT- анализ предприятия с использованием 3 факторов привлекательности рынка (норма прибыли, цены на рынке, сила конкуренции) и 4 факторов внутренней среды (финансовые возможности, себестоимость, продвижение, известность марки (фирмы)). Данный анализ проводится на основе использования внутренних и внешних источников информации, экспертных оценок.
- Анализ маркетингового окружения фирмы (потребители, поставщики, посредники, конкуренты – микроокружение; экономическая, социально-культурная, демографическая, политическая среда – макроокружение) на основе использования первичной и вторичной информации.
- Анализ товарного рынка (отрасли) на основе изучения ключевых факторов успеха (КФУ), оказывающих наибольшее влияние на работу отрасли в целом: ёмкость (размер) рынка, уровень конкуренции, рентабельность, ценовой уровень. Анализ проводится с использованием первичной и вторичной информации, экспертных оценок.
- Анализ элементов логистической системы предприятия.
- Анализ функционирования складской логистической системы.
- Анализ логистической информационной системы *(документооборота в рамках функции).
- Анализ функциональных связей логистической и иных функции компании.
- Анализ «пити» заказа (логистика).
- Создание карты товарного рынка с составлением списка и анализом деятельности основных «игроков» (производители, потребители, посредники). Для анализа используется вторичная и первичная информация.
- Анализ товарного ассортимента предприятия по структуре (длине, ширине, глубине, согласованности).
- Анализ продуктового (хозяйственного) портфеля предприятия (подразделения) на основе матрицы БКГ и матрицы «Продукт-рынок» И.Ансоффа.
- Характеристика товарно-марочной и сервисной политики предприятия.
- Анализ позиционирования товаров/ услуг предприятия. Для анализа использовать двухмерную карту позиционирования: «качество-цена» и/или «цена-сервис». Изучение может быть построено на основе экспертного опроса, опроса потребителей, наблюдения.
- Анализ ценовой политики предприятия может быть рассмотрен на базе изучения: целей ценообразования; спроса на данный товар (услугу); цен конкурентов; собственных издержек; стратегии ценообразования. Анализ строится на основе вторичной информации.
- Методы привлечения, удержания и оценки посредников и потребителей. Анализ производится с помощью внутренней отчетности по сбыту продукции / услуг, экспертного опроса.
- Характеристика используемых на предприятии методов продвижения товаров / услуг и анализ их эффективности.
- Исследование степени удовлетворенности потребителей (посредников) товарами и услугами организации. Для анализа можно использовать опросы, наблюдения, отчетность по продажам, анализ существующей на предприятии базы данных о потребителях.
- Анализ экономической эффективности рекламной деятельности предприятия.
- Исследование коммуникативной эффективности рекламной деятельности. Для анализа используются опросы потребителей, эксперименты, тесты.
- Анализ затрат и эффективности использования предприятием различных средств массовой информации для проведения рекламной политики.
- Анализ методов и стиля управления руководителей организации (отдельных подразделений), оценка эффективности их применения.
- Управление розничной торговлей. Состав и структура розничного товарооборота. Особенности ценообразования. Ассортиментная политика. Эффективность деятельности. Для анализа использовать внутреннюю статистику предприятия розничной торговли.
- Управление в системе оптовой торговли. (По предыдущей схеме).
- Исследование конкурентов и конкурентной среды. Характеристика отрасли и конкурентная борьба внутри её. Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Анализ конкурентоспособности товаров, сервиса, цен предприятия. Исследование конкурентоспособности фирмы в целом. Анализ проводится на основе сбора первичной и вторичной информации.
- Определение выборки предприятий, фирм, сотрудников предприятия или других социально-экономических объектов (в зависимости от цели исследования) для проведения маркетингового исследования (методом случайного отбора; методом целевого отбора) с обоснованием выборочных процедур (обоснованием метода, расчетом объема выборки и т.д.). По материалам, полученным в ходе практики рассчитать следующие показатели: относительные показатели плана, структуры, динамики, координации; показатели, отражающие характер распределения статистических признаков (средние, показатели вариации). Дать интерпретацию полученным результатам.
- Статистический анализ динамики объема выпуска продукции, заработной платы персонала (или других экономических показателей) с помощью расчета показателей рядов динамики; выявить линию тренда или циклических колебаний.
На основании полученных данных студент пишет отчет, дает оценку эффективности деятельности организации (в целом или в рамках исследуемой проблемы) и предлагает пути её дальнейшего совершенствования. К отчету прилагается описание методики исследования, бланки анкеты или опросного листа, а также результаты обработки полученной информации.
Содержание отчета
Отчет должен включать:
- Задание на практику от руководителя практики от кафедры. Обоснование выбора места прохождения практики.
- Дневник практиканта с подробным описанием видов работ и полученного результата
- Характеристику практиканта с места прохождения практики от непосредственного руководителя, в характеристике должна быть сформулирована задача практики и оценка результативности работы, а также дана общая характеристика практиканта.
- Текст отчета (введение (цель, задачи, место прохождения, статус и пр.), основная часть (2-3 параграфа см.выше), заключение – основные результаты работы)
- К отчету может прилагаться бланк анкеты или опросного листа, а также результаты обработки полученной информации.
3. Форма отчетности: письменный отчет и публичная защита отчета по практике.
Структура отчета и формат оформления
4.1.Титульный лист
4.2.Оглавление
4.3.Задание на практику
4.4.Работа, выполняемая на практике
Дневник практики
Прибыл на место практики _____________________________ 20__ г.
Прошел инструктаж по технике безопасности_____________________________________
_____________
(дата, подпись лица, проводившего инструктаж)
- Записи об основных работах, выполненных на практике (дневник практики):
Дата | Вид выполненной работы | Результат | Подпись ответственного лица от предприятия |
Дата Печать Подпись руководителя
практики от предприятия
2. Список материалов, собранных студентом в период прохождения практики:
_____________
_____________
4.5.Характеристика(отзыв) студента руководителем практики от предприятия
Заключение кафедры о результатах прохождения практики