С.А. Воронцов, А.В. Понеделков, А.В. Буров
ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией члена Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, председателя Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, генерала армии, директора ФСБ России с 1996-1998 г.г. Ковалева Николая Дмитриевича
Ростов-на-Дону
УДК 32:34
ББК 66.3
В 756
Рецензенты:
А.Г. Михайлов, член совета по внешней и оборонной политике при Президенте РФ, генерал-лейтенант полиции в отставке;
О.А. Жеухин, заместитель руководителя аппарата Правительства Ростовской области.
В 765 Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В.
Основы противодействия коррупции: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016. – 256 с.
ISBN 978-589546-830-2
Учебно-методическое пособие содержит сведения о сущности коррупции и политико-правовых технологиях противодействия этому опасному феномену на государственной и муниципальной службе. Уделено внимание исследованию эффективности реализации основных направлений государственной политики РФ в области противодействия коррупции, использованию зарубежного опыта в организации противодействия коррупции, выявлению и предупреждению потенциальных коррупционных рисков в системе органов государственной и муниципальной власти. Подчеркнута значимость соблюдения конституционных прав граждан при осуществлении работы по противодействию коррупции. Представлен Учебно-методический комплекс дисциплины «Противодействие коррупции». Изложение материала осуществлено на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «юриспруденция», «политология», «национальная безопасность», преподавателей высших учебных заведений, учителей школ, преподающих основы противодействия коррупции, служащих органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами противодействия коррупции.
ISBN 978-589546-830-2
© Воронцов С.А., Понеделков А.В.,
Буров А.В. 2016
© ЮРИУ РАНХиГС, 2016
Введение
Некоторое время назад на одном из сайтов было опубликовано мое интервью, в котором я изложил свое видение по борьбе с коррупцией в России. Эффект был ошеломляющий, потому что посыпались сотни комментариев и перепостов.
Люди не просто требуют обуздать это явление, они реально понимают, что для государства в нынешней ситуации опасен не внешний враг, а внутренний, демонтирующий не только нашу экономику, но и мораль и нравственность. Коррупция разъедает общество изнутри. С внешним врагом бороться сложно, но можно. При наличии линии фронта все ясно: свой –чужой. Как показывает история, в критические моменты мы умеем сплотиться, чтобы отразить любую агрессию, преодолеть любые санкции. Но в случае с коррупцией мы имеем дело с чем-то сходным с радиацией. Коррупция не имеет ни цвета ни запаха. Она пронизывает наше общество, стимулируя метастазы по всей стране. Она проникла не только в органы власти, но и правоохранительную систему и суд.
Все это свидетельство того, что коррупция в линейке угроз и вызовов нашего века в России выступает как одна из самых тревожных и убийственных для страны угроз безопасности.
В данном пособии приведены общие принципы противодействия коррупции, подробно изложены причинно-следственные связи, нормативная база и возможность ее применения для пресечения любых коррупционных проявлений. Авторы глубоко анализируют и состояние, и последствия антикоррупционной деятельности.
Время не стоит на месте. И наряду с выработкой мер противодействия коррупции, мы сталкиваемся с новыми, изощренными формами обогащения чиновников, для которых должность и положение стали кормушкой. И, увы, очень часто беспомощность правоохранительной системы базируется на том, что на стороне коррупционеров работают целые аналитические структуры, обеспечивающие безопасность и покой ворья. На стороне государства и общества действуют люди, стесненные рамками закона, который не всегда адекватен требованиям времени. Предлагаемое вниманию читателя пособие дает серьезную пищу для законодателей и практиков всех уровней власти. Оно может рассматриваться как компас, которому при желании могут следовать те, от кого зависит безопасность личности, общества и государства. Дело в том, что часто именно этого желания и профессионализма не хватает. И не для того, чтобы изменить норму права, а просто использовать имеющуюся. Как часто мы слышим о необходимости какой-то политической воли. А вся воля, в том числе и политическая, прописана в Законе. Какой воли еще надо? Приказа о массовых арестах и расстрелах? Об использовании беспредела при ведении следствия и суда?
Мне представляется, что каждое такое заявление со стороны должностных лиц необходимо рассматривать, как проявление профнепригодности, которую они прикрывают демагогическими рассуждениями о социально-экономических условиях, традициях, падении нравов. Коррупционное проявление не фантом. Оно имеет имя, отчество, фамилию, и, к сожалению, должность. И вся сила Закона должна быть направлена именно сюда. Но, для подобных демагогов, спасать человечество проще, чем спасать конкретного человека. Не люблю ссылаться на чужой опыт, но уж больно показательный пример. Известный мафиози всех времен и народов Аль Капоне был осужден не за кровавые убийства, а за неуплату налогов. И умер в застенках американской тюрьмы. И не надо смертной казни, хотя в правовом арсенале США, она есть. Преступник наказан адекватно содеянному.
Наверное, правоверные юристы возразят «Это не решение вопроса!» Но разве решение вопроса, когда рвач, жулик, мерзавец, своими поступками и деяниями осквернивший власть, сидит не на электрическом стуле, а в мягком кресле высокого кабинета, лишь потому, что бездельники в погонах не могут (или не хотят) найти на него управу. И снова начинаются разговоры о политической воле…
Помимо чисто прикладного значения этого пособия, оно дает возможность задуматься, а чего еще не хватает, помимо интеллекта, смекалки и чувства справедливости?
Со своей стороны попытаюсь сформулировать следующие предложения для органов власти:
1. Активизация деятельности правоохранительных органов, повышение их профессионализма. Жесткий контроль и прокурорский надзор за работой органов, исключение любых фактов саботажа со стороны следственных органов на представления надзирающего прокурора, причем, не только на стадии расследования, но и на стадии оперативных разработок. Необходимо восстановить в полном объеме систему прокурорского надзора.
2. Обеспечение контроля за судебной системой. Как ни печально, но и тут много наносного. По-прежнему в силе телефонное право. Статистика показывает несомненный рост числа корыстных преступлений со стороны судей.
3. Тщательная проверка всех лиц, назначаемых на государственные должности, прозрачность движения средств (доходы – расходы). При этом контроль должен касаться и их родственников. Должно быть предельно ясно на что и за счет чего приобретена недвижимость, предметы роскоши. Ни о какой экономической амнистии, а данном случае, речь идти не может. Это не бизнес, это государственное управление. Объясни происхождение особняка, машин, вилл, обучение детей за рубежом. Суммарный доход за 10 лет и балансовая стоимость имущества, в том числе и детей. И не рассказывай сказки про миллионы, заработанные младенцем от первого брака и несовершеннолетним чадом.
4. Пока мы живем в таком мире, за чиновниками, которые осознанно пришли в эту сферу необходим тотальный контроль. Не исключаю установку видеофиксации в кабинетах, служебном транспорте. Здесь нет нарушений прав человека, (заметьте никого во власть на аркане не тащат) так как слишком много доверено назначенному лицу. Полный контроль со стороны со стороны Росфинмониторинга за необъяснимыми поступлениями значительных сумм денег на банковские счета всех членов семьи и родственников.
5. Возможно выскажу спорное суждение, но с учетом остроты я бы взятки в сфере обороны, и государственного управления (от уровня губернатора) я бы квалифицировал не как корыстные преступления, а как «государственную измену» или «государственное преступление». Аналогично преступления следователей, прокуроров и судей. Согласитесь, спорно, но эффективно.
6. Создание комитета контроля (аналогичного Комитету партийного контроля в СССР). В принципе такая структура есть в Администрации президента, но важен более мощный и публичный орган.
7. Восстановление института конфискации.
8. Жесткая регламентация потребностей чиновников. Размер кабинета, его наполнение, транспорт, обслуживание, в зависимости от уровня должностного лица. И не только федерального, но и регионального уровня. Пресечение любых попыток закупки роскоши и необоснованных трат независимо за чей счет.
9. Некоторое время назад обсуждался вопрос легализации т.н провокаций взяток в отношении чиновников, как это делают на Западе. Я был в раздумье. Даже подготовил проект закона, регламентирующий такую форму ОРД. Однако, наблюдая за сложившейся «практикой», по реализации дел о взятках пересмотрел свою позицию, так как она может стать мощным провоцирующим к нарушению закона методом. Но сегодня, когда мы сталкиваемся с разнузданной и что неприкрытой деятельностью по обогащению чиновников, полагал бы вернуться к обсуждению этой нормы.
10. Может быть стоит вернуться к практике введения в процесс общественных обвинителей. Это была очень неплохая мера, так как общественный обвинитель, рассматривал деяния с морально нравственной точки зрения, выражал мнение простых людей.
Как и общественный адвокат, вместе с государственным защитником, помогавший суду найти истину, а не назначить виновного.
Я понимаю, что эти предложения кому-то покажутся чрезвычайно жесткими, но это необходимая реальность. Хотя, как посмотреть. Многие комментаторы требовали не только конфискации, но и смертной казни для коррупционеров.
Сегодня мы держим в руках учебно-методическое пособие, вобравшее на свои страницы наработанный опыт и подходы в борьбе с коррупцией. И очень важно, чтобы такие сборники были на столах не только рядовых представителей власти и оперативных работников, но и их начальников. Пусть он будет немым упреком тем, кто свою бездеятельность объясняет нелепыми обстоятельствами и причинами.
Ковалев Николай Дмитриевич
член Комитета Государственной Думы
по безопасности и противодействию коррупции,
председатель Комиссии по контролю за
достоверностью сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера, представляемых депутатами, генерал армии директор ФСБ России с 1996-1998 г.г.