Б.3.11. Деловые коммуникации

Цель учебной дисциплины «Деловые коммуникации» - на основе научных подходов к изучению делового общения сформировать у учащихся представлений о коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, выработать навыки и умения организации и проведения различных форм деловой коммуникации.

Основные задачи учебной дисциплины:

- дать учащимся научно обоснованное представление о деловой коммуникации как разновидности коммуникативной деятельности в процессе человеческого общения;

- вооружить обучающихся пониманием специфики организации и осуществления делового общения, его форм и разновидностей;

- развивать навыки коммуникативной практики при овладении различными формами деловой коммуникации на основе стимулирования творческого мышления в профессиональной сфере;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности

В процессе изучения данной дисциплины бакалавры знакомятся со следующими ключевыми вопросами:

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной сфере.Понятие общения. Коммуникация, перцепция и интеракция как составные элементы процесса общения. Коммуникативный процесс и его элементы. Деловая коммуникация и роль эффективного общения в профессиональной сфере. Характеристики делового общения.

2. Вербальные средства в деловой коммуникации.Человеческая речь как источник информации.Речевые средства общения. Стили письма и речи: официально-деловой, научный, публицистический, разговорная речь. KISS.-принцип (держись краткости и простоты) в деловой коммуникации. Краткость и ясность изложения. Значение и акцент, правописание, грамматика и пунктуация в речевой коммуникации. Подтекст.

3. Коммуникативные барьеры в деловом общении. Виды барьеров. Физиологические и психологические барьеры. Социальные и культурные барьеры. Преодоление барьеров в деловой коммуникации. Значение слушания в деловом общении. Вопросы в деловой коммуникации. Виды вопросов. Ответы на вопросы. Собеседование как коммуникативный канал в деловом общении. Типы собеседований. Практика организации и проведения.

4. Невербальные средства в деловой коммуникации. Образные средства коммуникации. Язык жестов в деловом общении. Средства невербальной коммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. Визуальные средства в коммуникативном процессе. Преимущества и недостатки их использования в деловой коммуникации.

5. Психолого-коммуникативный фактор в деловом общении. Репрезентативная система в деловой коммуникации. Виды сенсорных каналов. Психологические характеристики личности. Коммуникативные роли. Манипуляции в деловом общении. Психологические аспекты убеждения. Убеждение в деловой коммуникации как процесс воздействия, его структура и организация. Этические аспекты убеждения. Дискуссии, полемика, дебаты. Спор.

6. Деловое общение его виды и формы. Деловая беседа как основная форма делового общения. Структура деловой беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на партнера. Деловой разговор по телефону. Деловое совещание и заседания практика организации и проведения.

7. Публичное выступление. Виды речи. Выбор темы. Определение целевой установки. Подбор материала. План речи. Подготовка речи – конспект. Внешний облик оратора. Голос, произношение, артикуляция, язык. Как завоевать и удержать внимание аудитории. Культура речи делового человека.

8. Информация в деловом общении. Понятие информации. Деловая информация. Методы и приемы работы с информацией. Работа с анкетами. Составление резюме. Составление и работа с вопросниками. Деловые письма и прямая почта. Структура делового письма, стиль и содержание. Информационные технологии в деловой коммуникации.

9. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере. Критика в деловой коммуникации. Виды критики, Техника нейтрализация замечаний Комплименты в деловом общении.

10. Информационные кампании. Организация и проведение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать коммуникативные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

владеть:

- навыками деловых коммуникаций.

Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций

ОК-7; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ПК-22; ПК-26; ПК-29; ПК-30; ПК-31; ПК-35; ПК-37; ПК-51.

Общая трудоемкость дисциплины - 3 зач. ед. (108 ч.);

Аудиторные занятия - 48 ч. (лекции – 32 ч., семинары – 16 ч.)

Наши рекомендации