Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право

Вопрос 3. Государственно-правовая система Древнего Китая

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

царство Цинъ - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

1. Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских пле­мен было обусловлено необходимостью — коллектив­но осуществлять производство, восстанавливать земли пос­ле разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя — вана, присуждение ему верховной собствен­ности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение:

- родовая аристократия — правители, их родственни­ки и руководители родовых объединений;

- свободные крестьяне — общинники, 1/9 часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить рен­ту-налог правителю;

- рабы, служащие знатным людям.

2.Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения — домена. Помимо перечисленных каст эпо­хи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» так­же с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» и является первосвященни­ком. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шань-фу — стольнику. Для контроля в государстве в уделы направ­лялись чжухоу.

3. Vв. до н.э. ознаменован возникновением конфуциан­ства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сель­ское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает цар­ство Цинь, основанное на прочной государственной соб­ственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, получавших заработную плату: часть — деньгами, часть — зерном. Император был олицетворением божественной власти — ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь на­делял судебными полномочиями «ведомство наказаний». Су­дьи на местах обладали правом вынесения приговора, руко­водили тюрьмами.

Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Ки­тае сохранилась община как обособленная структура. Ру­ководители — «отцы-старейшины» принимали все необходи­мые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин — саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофес­сионалов, размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников.

Право Древнего Китая

1. Главными объектами права собственностив Древнем Китае были земля и рабы.

Земля: • в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перехода его в руки новой знати.

Рабы: • в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

2 виды договоров: • договор мены; • договор купли-продажи; • договор дарения; • договор займа; • договор аренды земли; • договор личного найма.

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества.

4. Среди видов преступлений,известных в Древнем Китае, можно выделить: (больше 300)

o государственные - мятеж, заговор;

o религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

o против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

o против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

o воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

К видам наказанийотносились: смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин); штрафы, позволявшие откупиться от наказания; тюремное заключение. Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

5. Высшей судебной инстанциейявлялся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местахисполняли представители местной администрации. Судебный процессв периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным.

В 1871 г. победоносная война с Францией привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии.

В-1871 г. Германская империя получилаконституцию..Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал обширнейшими полномочиями. Верхней палатой Империиявлялся Союзный совет - бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены конституцией. Она предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр,назначаемый прусским королем.

Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет.

Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало.

Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. По настоянию Бисмарка рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Германия рвалась к переделу мира. Внешняя политика Бисмарка навлекла на Германию ненависть всего человечества.

Ноябрьская революция в Германии. Конституция 1919 г.Разгром немецкой армии осенью 1918 г.ускорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии. Монархия пала.Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии.

В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918 г. лидирующие позиции заняли Советы Большого Берлинаи избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного ≪политического кабинета≫. В декабре 1918 г. Состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов,на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательнойи исполнительной власти СНУ впредь ≪до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства≫.

Веймарская Конституция 1919г. Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом).

В состав Германии входило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и своё правительство. В исключительной компетенции империи находились все важные вопросы. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли ≪конкурировать≫ с рейхстагом, однако право империи имело перевес над правом земель. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Президентизбирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). В компетенцию президента входил роспуск рейхстага. Он командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности, назначал правительство.Главой императорского правительства был канцлер. Ему поручалось ≪формулирование руководящих принципов политики≫.

Право Германии в XIX в. Так закреплялось в германской конституции 1871 г. новое Уголовное уложение 1871 г., которое разделило сферы пра­вонарушения и преступления. В качестве наказания предус­матривались смертная казнь, тюремное заключение, штраф, конфискация имущества. Суровая мера наказания применя­лась за измену государству, покушение на жизнь императора.

Принятие в 1896 г. Германского гражданского кодек­са повлекло за собой прекращение действия общего права.

1. субъекты гражданского права — первая книга дает понятия физического и юридического лица, сделки, сроков давности, классификации вещей.

2. обязательственное право — вторая книга дает поня­тие договорам купли-продажи, займа, аренды, созданию то­варищества, найму рабочих. Договор заключается исключительно с согласия каждой из сторон. Часть договор­ных отношений, касающихся недвижимости, должны быть облечены в письменную форму;

3. вещное право —третья книга включает правила владе­ния, использования, распоряжения собственностью. Собственник земли распоряжался и всеми богатствами, содержащимися в ней, на ней и над ней. Кодекс дает разграничение между движимыми и недвижимыми веща­ми.

4) брачно-семейное право — книга четвертая освещает вопросы заключения брака и его расторжения, отношений между детьми и родителями, опекунами и попечителями. Уста­новлен ценз для вступления в брак. Мужчина должен достигать 21 года, а женщина — 16 лет. Оба родителя имеют право при­нимать участие в воспитании детей. Жена имеет определен­ные имущественные права, равно как и муж. 5) наследственное право — пятая книга отражает насле­дование по закону и завещанию.

Вопрос 31. Государственно-правовая система Японии во второй пол. 19 – нач. 20 вв. Революция Мэйдзи и конституция 1889 г. в Японии.I. В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны.

В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось внешнеполитическое положение страны. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. В этот период главой государства номинально считался император, но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлял исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции.

Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача верховной власти императору (15-летнему Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито).

I. Во исполнение обещания импера­тор "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию. Конституция (а также ее официальный коммен­тарий), представляла собой умелое переложение принци­пов, заимствованных из западных конституций.

Согласно К., в Японской империи царствует и ею правит император. Император как глава госу­дарства имел право объявлять войну и мир, заключать до­говоры, созывать и распускать парламент, руководить во­оруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законода­тельная власть также вверялась "им­ператору и парламенту". Император утверждал за­коны и предписывал их исполнение.

Министры назначались императором и были ответственны перед ним.

Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором.

Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора.

Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будщей перестройки судов японии, формально установив несменяемость и независимость судей. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии.

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения. Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.5. Кодекс разрешал наследование по законуи по завещанию.Французский уголовный кодекс 1810 г.

Он был создан на основе тех идей, которые содержались в декларации прав чела и гр. Кодекс начинается с предварительных положений, в котором преступные деяния подразделяются на виды, причём в основу этого деления положен характер наказания: преступные деяния, которые закон карает полицейскими наказаниями являются нарушением, преступные деяния, которые караются исправительными наказаниями являются проступком, а преступное деяние, которое карается мучительными или позорящими наказаниями является преступлением. Кодекс состоит из 4 книг: 1) уг наказания и исправит; мучит и позор наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, и смирительный дом (тюрьма). К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба (в ошейнике), и гр деградация, (лишение избират прав и запрещение занимать гос должности), за некоторые преступления предусматривалось клеймение. 2)устанавливают основание ответственности и освобождение от ответственности (безумии и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия: 1 подстрекательство, 2 пособничество. 3) посвящена преступлениям и проступкам, которые разделялись на 2 вида: публичное и частное. Публичным правонарушение – действия, направленные против безопасности гос-ва, против имперской К, против общественного спокойствия. 4) полицейские нарушения и наказания.

Вопрос 1. Социально-правовые отношения народов мира в догосударственный период. Обычное право

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1. регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2. реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3. существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5. имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6. выражали интересы всех членов рода и племени.

Обычное право - это неписаные правовые нормы, которые сложились в результате традиционного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни. Нормы обычного права складываются исторически и носят естественный характер. К их основным признакам относятся: обязательность на основании традиции или какого-либо авторитета; действие по аналогии во всех однородных случаях; повелительно (обязывающий)- предоставительный характер (требование обязанностей предусматривает предоставление прав); устойчивость.

Вопрос 2. Государственно-правовая система Древнего Египта Государство сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо—Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками—жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы - сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.

История Древнего Египта делится на следующие периоды:1) период Раннего царства; 2) период Древнего царства; 3) период Среднего царства; 4) период Нового царства.1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный ап­парат. В данный период во главе государства стоял царь. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строяДревнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, госу­дарственными хранилищами.

3. Начало эпохиСреднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов –правителей областей. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - про­исходит замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в периодНового царства ста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники.. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чи­новниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну.

Право Древнего Египта: 1. Источники правав Древнем Египте:первоначально - обычай; с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.2. В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные; • храмовые; • частные; • общинные.Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. 3. Виды договоров: • договор займа; • договор найма; • договор купли-продажи; • договор аренды земли; • договор поклажи; • договор товарищества.4. Бракв Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.5. Виды преступлений: посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; преступления против личности - убийство, членовредительство; имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процессвелся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам.Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

Наши рекомендации