Вопрос 62: Политические отношения и политический конфликт.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:

- их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;

- возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;

- деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;

- их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.

Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;

2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти;

3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

Существует неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: политическое действие "опредмечивается" в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).

Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность - это отношение между агентом,, субъектом и условиями его существования. Интерес - это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес - это отношение между субъектами, потребность - отношение субъекта к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие.
ФОРМУЛА политического интереса. Если формула потребности - отношение субъекта к условиям своего существования: П=С/У, где С - субъект, У - условия, П - потребность, а формула интереса - отношение между субъектами по поводу условий существования: И= С -- С/У, где И - интерес, то формула политического интереса такова: ПИ= (С - С)/У . Г, где ПИ - политический интерес, Г - государство.
Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.
Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник. Им служит отношение интересов социальной группы и интересов социальной целостности, общества в целом. Отход от них вызывает формирование иллюзорных, отчужденных от действительных интересов форм, теряющих атрибутивные свойства политического интереса, прежде всего связь, ориентацию на реализацию потребностей социальной целостности. Такой иллюзорной формой политического интереса служит бюрократический интерес.
БЮРОКРАТИЗМ характеризуется прежде всего ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что оборачивается политической слепотой, желанием принимать желаемое за действительное.
Политический интерес служит основой вхождения того или иного фрагмента социальной реальности в сферу политических отношений - процесса политизации, смысл которого - в наличии двух взаимосвязанных, но различных тенденций, одна из которых заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая - в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем. Но существует множество проблем, видов социальных связей, которые в политизации не нуждаются и должны и могут решаться на локальном. групповом уровне, за счет индивидуальных или групповых усилий, без вмешательства государственного механизма. Глобальная тенденция, характерная для всего современного общества - деполитизация, ограничение сферы государственного политического вмешательства и регулирования за счет включения механизмов самоуправления, частной инициативы, личной и групповой активности.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.

По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции.

Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.

В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коалиции.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям:

· По характеру противоречий(Антагонистические; неантагонистические)

· По сферам проявления (экономические; политические; межнациональные; международные)

· По времени действия (затяжные, скоротечные)

· По интенсивности (слабые, сильные)

· По масштабам действия (локальные, региональные)

· По формам проявления (мирные, вооруженные)

· По количеству участников (многосторонние, двусторонние)

Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме :

· накопление противоречий и формирование отношений сторон;

· нарастание и эскалация подготовки;

· собственно конфликт;

· разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

· функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;

· коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

· стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

· содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";

· функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

· угроза раскола общества;

· неблагоприятные изменения во властных отношениях;

Наши рекомендации