Вопрос 14. Сущность и основные черты политики

Происхождение политики

Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных.

Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей которой являлось сохранение внутренней целостности.

Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.

Политика:

во-первых, выступала как средство, обесценившее потенциал силовых средств сплочения общества;

во-вторых, позиционировала властный ресурс населения, его право на участие в решении общеколлективных вопросов.

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г. после перевода аристотелевской «Политики» с греческого на латынь.

С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д.

В эпоху Античности появилось представление:

1) о политике как:

 общественной деятельности;

 коллегиальном принятии решений;

 участии всех граждан в жизни полиса;

2) о политиках как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.

В то же время на Востоке, например, в Персии, политика понимается как:

1. власть, данная богом и передаваемая по наследству;

2. как деяния правителя, проявляющиеся через:

 завоевание сопредельных стран;

 увеличение собственной территории и военной мощи;

 строительство новых крепостей и дворцов, основание городов и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными;

 выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.

В Средневековье в связи с господством христианской догматики под политикой понимали в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов.

Церковь Восточной Римской империи – Византии - выдвинула доктрину «симфонии властей», согласно которой высшей духовной и светской властью обладает избираемый император, в лице которого и согласуется политика этих двух видов власти.

Приблизительно так же понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама иукрепление халифата.

В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли.

Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.).

Политика стала рассматриваться не только через деяния правителей, в первую очередь, связанных с войной, а политика – это:

 деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, основание государств и городов;

 не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил.

Политика стала показателем свершившегося исторического акта, когда правящая элита стала вынуждена обращаться к населению не столько для сохранения своего положения, сколько для повышения эффективности управления обществом.

Это показало новые возможности власти, основанной на авторитете правителей и гражданской лояльности и солидарности.

Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.

В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Эти представления включали политику:

 аристократическую и охлократическую;

 олигархическую и демократическую;

 тираническую и деспотическую;

 республиканскую и имперскую;

 справедливую и несправедливую;

 внутреннюю и внешнюю;

 светскую и религиозную;

 мирную и военную;

 элитарную и народную;

 личностей и политику масс.

В истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

 религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают боги олимпийские, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

 философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов должна была соответствовать этой идее;

 научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

Вопрос 14. Сущность и основные черты политики - student2.ru

Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.

На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.

Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.

Области политики:

 государственная (официальная) политика;

 публичная политика;

 политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Особенности публичной политики:

 ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации;

 в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества;

 к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах;

 публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

Представления современных политологов о сущности политического:

 принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);

 распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);

 завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);

 властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);

 процесс управления обществом (А.Ранни);

 процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);

 искусство государственного управления (Э.Хейвуд).

В современной политической теории существует много определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

 социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;

 стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека;

 этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;

 субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;

 институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть;

 конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;

 деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

Таким образом, можно дать следующие определения политики:

 это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;

 это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;

 это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления;

 это определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, защита страны и обеспечение прав человека;

 это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

 это управление обществом.

В английском языке существуют три термина обозначающие три стороны политики:

 policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;

 роlity [ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство;

 роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

В англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

Парадигмы современной политики (парадигма - теория, модель, взятая в качестве образца решения задач):

 теологическая – рассматривает политику как явление сверхъестественного происхождения;

 натуралистическая – толкование политики как части природы;

 социоцентристская – утверждает происхождение политики как общественного явления.

Парадигмы, основанные на идеологических предпочтениях:

 левая парадигма политики имеет ярко выраженную социальную направленность, связанную с перераспределением произведенного продукта в целях достижения социальной справедливости;

 правая парадигма - предельно национальна и замкнута рамками нации: на первый план выдвигаются не социальные, а национальные проблемы;

 центристская парадигма политики занимает промежуточное место между двумя предыдущими.

Дилемму «личность – общество» она решает в нахождении равновесия между правами человека и его обязанностями по отношению к государству и обществу.

Дилемму «свобода – равенство» она пытается решить в поиске оптимального соотношения между этими категориями: каждый может чувствовать себя свободным в выборе образа и стиля жизни, в принятии жизненно важных решений, но его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

По технологии осуществления различают два вида политики:

 Умеренную,выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики.

 Радикальную,характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.

Наши рекомендации