Основные работы государственной статистики. Замедление темпов экономического и социального развития в конце 50-х–начале 60-х– годов определило необходимость в проведении экономической реформы

Замедление темпов экономического и социального развития в конце 50-х–начале 60-х– годов определило необходимость в проведении экономической реформы (1965–1967), которая пре­дусматривала сочетание централизованного отраслевого управления с расширением прав союзных республик, усиление роли экономических методов в руководстве хозяйством, улучшение планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, повышение их материальной заинтересованности.

В период подготовки реформы в ходе научных дискуссий ин­тересы ученых и практиков объединились. Много внимания уде­лялось обсуждению таких показателей, как нормативная стои­мость обработки, реализованная продукция, финансовые показатели производственной деятельности (прибыль, рентабельность). Дискуссии еще раз показали слабость статистики, ее зависимость от Госплана. Навязанная статистике роль учетчика приводила к пассивному принятию всех методик, всех предложений.

ЦСУ СССР с участием Госкомтруда СССР, Госплана СССР, Министерства финансов СССР проводилась работа по совершен­ствованию показателей, характеризующих технический прогресс в народном хозяйстве, изучению эффективности использования капитальных вложений, обеспечивающих рост и обновление ос­новных фондов народного хозяйства, сроков окупаемости средств, вкладываемых в отдельные отрасли народного хозяйства и промышленности, концентрации строительства, изучению прироста производственных мощностей за счет технического, перевооруже­ния действующих предприятий, механизации и интенсификации производства. Результаты этой работы нашли отражение в учете и отчетности предприятий, строек, организаций.

Одной из крупнейших работ ЦСУ СССР в 70-е годы была ге­неральная инвентаризация и переоценка основных фондов в хозрасчетных предприятиях и организациях страны по состоянию на 1 января 1972 г, и в бюджетных организациях на 1 января 1973 г. Материалы инвентаризации и переоценки основных фондов были использованы для уточнения норм амортизации, платы за фонды, оптовых цен и для других важных экономических мероприятий. Замедление оборачиваемости оборотных средств в 70-х годах заставило улучшить разработку и анализ данных о состоянии, оборачиваемости и структуре источников формирования оборотных средств во всех отраслях народного хозяйства, выявлении размеров сверхнормативных и излишних запасов товарно-матери­альных ценностей.

Получила дальнейшее развитие статистика трудовых ресурсов и проблем труда в целом, при этом особое внимание было обращено на совершенствование методов факторного анализа произ­водительности труда. С этой целью проводились специальные статистические обследования в промышленности и строительстве. Системой ЦСУ СССР осуществлялся раз в пять лет единовременный учет численности рабочих и служащих по полу, возрасту и стажу работы, материалы которого позволили анализировать вопросы кадров в отраслях народного хозяйства.

Статистика пыталась отразить изменения в организации управления производством: проводилось статистическое изучение создания и результатов работы производственных объединений в промышленности, строительно-монтажных трестов, переведенных на новую систем планирования и экономического стимулирова­ния, совхозов, переведенных на полный хозрасчет. Изучались новые формы организации сельскохозяйственного производства – межхозяйственные агропромышленные объединения и предприя­тия. Одной из значительных работ статистических органов была Всесоюзная перепись скота но состоянию на 1 января 1978 г.

Развитие комплексного социально-экономического планирования в 70-е годы, необходимость анализа выполнения социальной программы правительства потребовали создания социальной ста­тистики. С этой целью в ЦСУ СССР в 1975 г. был организован отдел социальной статистики.

Получила развитие статистика охраны окружающей среды. Были составлены отчетные межотраслевые балансы за 1966 г. и за 1972 г. как в целом по СССР, так и по каждой союзной республике.

ЦСУ СССР начало разработку ежегодных отчетных межот­раслевых балансов по 18 отраслям народного хозяйства и промышленности. Отчетные межотраслевые балансы стали регуляр­ными статистическими разработками и заняли важное место в системе социально-экономической статистики.

Отчетный топливно-энергетический баланс за 1975 г. позволил определить размеры и структуру производства и потребления всех видов топлива и энергии в стране, в отдельных республиках и об­ластях, экономические связи между районами-производителями и потребителями различных топливно-энергетических ресурсов. Были проведены выборочные обследования наличия, движения и использования оборудования в отдельных отраслях тяжелой про­мышленности, причин текучести рабочих кадров в промышленности, обследование пусковых строек с целью выяснения соответствия сроков поставки оборудования установленным срокам ввода в дей­ствие объектов и мощностей, обследование предприятий, произ­водящих некоторые товары народного потребления, с целью вы­явления рентабельности производства и ряд других обследова­ний.

Одними из самых значительных работ государственной статистики в этом периоде были Всесоюзные переписи населения 1970 г. (по состоянию на 15 января) и 1979 г. (по состоянию на 17 января). В обеих переписях учитывалось наличное и постоянное население.

В организации и разработке переписи 1979 г. имелись существенные отличия от предыдущих переписей. Была применена принципиально новая форма переписного листа, который был од­новременно машинным носителем первичной информации для ввода ее в ЭВМ. Наряду с основной программой переписи населения в 1979 г. на лиц в трудоспособном возрасте, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, заполнялся специальный опрос­ный лист с целью изучения возможности вовлечения дополни­тельной рабочей силы в народное хозяйство.

В январе 1985 г. было проведено пятипроцентное социально-демографическое обследование населения СССР, цель которого состояла не только в обновлении данных о населении страны, но и выявлении того, как сказались меры демографической политики на рождаемость, в частности, меры помощи женщине – матери, введенные с сентября 1981 г. Кроме того, в этом обследовании учитывались жилищные условия населения, Эта работа свиде­тельствовала о расширяющемся применении выборочных обсле­дований в практике советской государственной статистики. В пер­спективе такая форма организации сбора данных должна полу­чить еще большее распространение из-за большей мобильности и экономичности по сравнению со сплошным наблюдением.

С 1975 по 1985 г. ЦСУ СССР возглавлял Лев Мордкович Володарский (1911–1989), имевший большой опыт статистической работы (с 1948 г. он возглавлял Управление статистики промышленности ЦСУ СССР, затем был первым заместителем начальника ЦСУ СССР).

Обзор деятельности государственной статистики в 60-х – нача­ле 80-х годов вроде бы свидетельствует о решении ею сложных и важных народнохозяйственных задач. Вместе с тем все отчетли­вее стали проявляться тенденции застойного периода. Это выра­жалось в разнообразных формах. Прежде всего, в слабой инфор­мативности и аналитичности данных государственной статистики: в официальных статистических публикациях практически отсут­ствовали группировки предприятий, совхозов, колхозов по ре­зультатам их деятельности и важнейшим факторам, если же и давалась группировка, то без какой-либо сводки – без характеристики групп, указывалось только число предприятий.

Важнейший народнохозяйственный показатель – национальный доход рассчитывался только в фактических ценах, что не по­зволяло следить за его динамикой, так как индексы цен давно не публиковались. Все больше стало проявляться стремление к сокрытию истины, а не к ее выявлению – отсюда разобщенность публикаций важнейших экономических показателей, не позволяющая провести комплексный статистико-экономический анализ, многие данные приводились только в относительном выражении, весьма ограниченными оставались публикации данных социальной и демографической статистики.

Дальнейшее развитие нашего общества могла обеспечить только коренная перестройка в государственной статистике.

Наши рекомендации