Как формируется социальный институт?

В целях совместного удовлетворения общезначимой потребности, в социальных группах стремятся найти приемлемые способы. Метода проб и ошибок происходит отбор тех стандартов имоделей поведении, которые в большей мере способствуют эффективному осуществлению социальной потребности.

Например, выбор партнера (по потенциальному браку) происходит путем назначения свидания, которое является элементом института ухаживания. Образцы поведения мужчины женщины в рамках данного института первоначально поддерживались силой общественного мнения, а затем в результата многократного повторения стали обычаем, традицией.

На этой основе формируется система санкций. Таким образом, проис­ходит образование социального института, то есть процесс институцио­нализации. Его содержанием является формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся иупорядоченных социальных связей. Ин­ституционализацияпредставляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общес­твенной потребности. В процессе институционализации происходит мена спонтанного, хаотичного, спорадичного поведения на предсказуе­мое, которое ожидается, регулируется.

Российский социолог С. С. Фролов выделяет в процессе институциона­лизации 7 стадий:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий;

2) формирование общих целей членов социальной группы;

3) формирование социальных норм и правил в ходе стихийного соци-ильноГО взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур (стандартизированных образцов поведения), пшзанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур, то есть их приня-ше, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исклю­чения членов института и посредством которых их поведение регулирует­ся в определенных рамках.

Итогом процесса институционализации является создание в соответ­ствии с нормами и правилами четкой статусноролевой структуры, соци­ально одобряемой большинством участниковэтого социального процесса.

Эффективность функционирования социальных институтов предпола­гает наличие ряда условий. Прежде всего, необходимо четкое определение целей иобъема функций, реализуемых каждым социальным институтом во избежание конфликтов, которые могут быть обусловлены дублирова­нием несколькими институтами одних и тех же компетенций и полномочий.

Кроме этого, функционирование любого института должно быть деперсонифицировано, то есть быть независимым от личных интересов тех лю­дей, которые выполняют данные институциональные роли. Институциональ­ная роль- это наиболее постоянная в данном институте совокупность пове­денческих ожиданий, отступление от которых наиболее жестко наказывается. (Например, монархи вынуждены действовать в рамках институциональных ролей, иначе даже они могут потерять доверие населения.) Благодаря устой­чивости институциональных ролей происходит выравнивание индивидуаль­ных различий при их исполнении. Так, один профессор умен и инициатинен, а другой - глуп и пассивен, однако в рамках институциональных ролей (чтение лекций, проведение семинаров, прием экзаменов) индивидуальные различия в известной мере сглаживаются ролевыми требованиями.

Наряду с этим, эффективность социального института в немалой сте­пени зависит от его общественного признания, возможности повышения своего влияния и престижа в глазах всей социальной группы. Например, институт политических партий в современной России не пользуется об­щественным признанием в силу их направленности на решение не обще-шачимых, а групповых, часто личных интересов их лидеров.

Лекция №7

Религия в современном обществе

Понятие религии

Присутствие религии так очевидно в нашей жизни, что вряд ли най­дется человек, которому незнакомо этот слово. Проявления религии встречаются повсюду. Это - устремленные в небо купола церквей и шенки минаретов, и малиновый перезвон колоколов, и торжественны духовные песнопения и немеркнущая красота икон и т. д.

Однако значительно сложнее определить, что такое религия. Впервые это слово возникло у древних римлян. Им обозначали все, что было связан с почитанием богов. По разъяснениям Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), известного римского оратора и философа, слово "религия" означает "относится с особым почтением". Иногда его производят от другого лат. глагола religare. И тогда оно приобретает несколько иной смысл. Religare означает - "связывать", "соединять" (бога и человека, священное и мирское).

Понятие религии также неоднозначно. Обычно религия воспринимается, во-первых, как особая область, связанная с духовной жизнью людей отраженная в душе человека. Во-вторых, религия понимается как определенная картина мира - целый набор представлений о причинах возникновения и природе Вселенной (вероучение). В-третьих, религия трактует как комплекс ритуалов, обрядов, традиций (культ). В-четвертых, к религий относят и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии, деноминации).

Глубинная суть религии связана с духовной жизнью человека, с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала. В науке нет единства мнений о сущности религии и ее происхождении.

Одна из точек зрения была высказана в конце XIX в. американским философом Вильямом Джеймсом, который определил религию как "есть видимого положения вещей с невидимым". Ни одна религия не могла существовать без "невидимого", то есть сверхъестественной, священно Силы, лежащей в основе всего существующего мира. Вера в реальность такой Силы, стремление познать Ее и обрести связь с этой таинственной неведомой областью - это главное в религии.

Другая концепция исходит из того, что религия является порождени­ем человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Зигмунд Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений.

Еще ранее немецкий философ Людвиг Фейербах рассматривал рели­гию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта фило­софия подчеркивает социальные причины существования религии.

Современный американский социолог Герхард Ленски определяет ре­лигию как "систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, испол­няемых членами определенной группы".

Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Так, в Библии, священной книге христиан, в первой , книге Моисеевой "Бытие" дается следующее представление о сотворении мира и человека.

Структура религии

В содержании религии американский социолог Рональд Джонст< выделяет следующие элементы: 1) группа верующих; 2) понятие священного; 3) совокупность верований; 4) ритуалы; 5) представления о npai ном образе жизни (заповеди).

Существуют и иные точки зрения. Так, большинство исследователей выделяют три основных элемента:

- религиозное сознание;

- религиозный культ;

- религиозные организации.

Религиозноесознание - система верований, чувств, представлений, держанием которой является вера в сверхъестественное. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действ можно оказать положительное влияние на него, "задобрить" его. Так» образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые реализуют верующими в культовых действиях.

Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию религиозную идеологию.

Религиозная психология - это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознании всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих выступают в качестве побудительного мотива их поступков.

Религиозная идеология - это система религиозных идей, разработкой пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развит религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные лигиозно-философские учения, социальные теории и т. д. Центральная часть религиозной идеологии - теология (от греч. Теос - бог, и логос - уч ние), или богословие. Теология включает в себя систему богослове; дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероуч ения. Основа теологии - священные книги, содержанием которых является совококупность "богооткровенных истин". Большинство теологических систем одержит доказательства бытия Бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, "богоданности" нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

Вторым элементом религии является культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты, культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистичесими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы - храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния.

Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа, религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только при­шить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у его религиозное мироощущение.

Третьим компонентом религии выступают религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечеии устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Основной формой религиозных организаций является церковь. Церковь - автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархичесий принцип управления, деление на клир, то есть получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян. Другой формой выступают секты - объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: претензии на то, что она существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность. На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь и промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название "деноминация".

Наши рекомендации