Малая группа: понятие и признаки

Малая группа представляет собой элементарную частицу общества, которой сосредоточены все виды социальных связей. Малой группой является та группа, в которой индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. В социологии малую группу интерпретируют различны» образом. Так, английский социолог Ф. Оллпорт определял малую групп; как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся КАЖДОМ индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании". Другой автор, Дж. Хоманс, понимает малую группу как некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Среди российских исследователей удачным представляется определение Г.М. Андреевой, интерпретирующей малую группу как "группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственны* личных контактов".

Социально значимыми признаками малой группы, отличающими ее от иных общностей, являются: -

ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает "критическую массу", то она распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расче­там, большинство малых групп включает 7 и менее человек;

стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников; специфика внутренней структуры. Она включает систему неформаль­ных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;

число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количест­во членов возрастает в арифметической. В группе из 3 чел. возможны всего 4 отношения, в группе из 4 чел. - 11, а в группе из 7 - 120 связей; чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный харак­тер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 чел. ее члены получают больше личного удовлетворе­ния, чем в группе из 7. Группа из 5 - 7 чел, считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп вклю­чает 7 и менее индивидов;

размеры группы зависят от характера деятельности группы. Например, подразделения крупных банков, отвечающие за конкретные направления работы, обычно состоят из 6-7 сотрудников, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 чел.: вступление в группу мотивируется надеждой найти в ней удовлетворе­ние личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовле­творяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если степень удовлетворения, получаемого в группе, падает ниже оп­ределенного уровня, индивид покидает ее;

взаимодействие в группе лишь тогда устойчиво, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее чей-то индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее он стимули­рует других поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы; группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, по­скольку являет собой объединение равно полезных друг другу инди­видов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две - диада и триада.

Диада - это группа, состоящая из двух человек, у которых формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувст­вах - любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордо­сти. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят имеете досуг, обмениваются знаками внимания и символами. Эмоцио­нальная привязанность влюбленных заставляет их бережно относится друг к другу, то есть строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он сделал тебе. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами. Таким образом, исходный мемошчностных отношений в диаде - эквивалентность обмена и взаимности.

В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или коммерческой организации, подобный закон может и не наблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Однако диада - крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада - активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликт двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиально различие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количест венной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства. А вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало. В связи с этим триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют сое коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролям| и в результате никто не доминирует.

Групповая динамика

После того как совокупность людей становится социальной группой! в ней формируются роли и нормы, на основе которых устанавливается порядок взаимодействия. Каким образом обеспечивается упорядочение взаимодействие людей в социальной группе в соответствии с определенным стандартом поведения?

Это зависит от распределения власти внутри социальной группы, от того, каким образом формируется групповое мнение, групповая сплоченность, как разрешаются конфликты, посредством чего осуществляется контроль за поведением членов групп, выбор способов регуляции взаимоотношений между ними. Все это относится к процессам групповой динамики. Групповая динамика - это совокупность взаимодействий членов социальной группы между собой. Группа может подчиняться одному лидеру или двум, хотя в процесс управления могут включать и остальные члены группы. Лидерство в группе может быть авторитар­ным и демократическим, экспрессивным и инструментальным. Атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной, что способствует либо препятствует повышению активности социальной группы. Эти и дру­гие образцы поведения и составляют динамику группы.

Любая социальная группа - это упорядоченное взаимодействие людей на основе разделения социальных ролей, их градации по своей значимо­сти. Наиболее значимыми по отношению к остальным выступают роли лидеров, противостоящие ролям аутсайдеров, то есть лицам с наимень­шим авторитетом.

Лидерство составляют отношения доминирования и подчинения в преде­лах группы. Лидером является член группы, принимающий самые важные для группы решения на основе своего наибольшего влияния либо в силу формального статуса. Он выделяется благодаря своим личностным качествам, имеет наибольший авторитет и власть в группе. Лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наибо­лее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. Американский социолог Р. Белз выделяет два типа лидера: инструментальный (деловой) лидер - это человек, организующий, на­правляющий действия членов групп путем обмена мнениями, внесе­ния предложений;

экспрессивный лидер - человек, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов групп по решению ак­туальной задачи.

Р. Белз отмечает, что один и тот же человек не может быть одновре­менно инструментальным и экспрессивным лидером. Один из них руко­водит действиями группы, а другой имеет дело с эмоциональными по­требностями. Таким образом, формируется система двойного лидерства.

Система приемов воздействия лидера на членов групп, средства контро­ля за ними составляют стиль лидерства. Различают несколько стилей ли­дерства. Авторитарный стиль характеризуется личностным влиянием ли­дера, позволяющим ему играть главную роль в группе. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных ка­честв. Авторитарный лидер является источником всех нововведений, единолично принимает все решения, осуществляет детальный контроль за членами группы, использует жесткие меры воздействия на них.

Демократический стиль лидерства основан на поощрении инициати­вы, участии членов группы в принятии решений, общем контроле за их поведением.

Управляемость, групповая сплоченность и эффективность совместных действий в группе зависят не только от типа и стиля лидерства, но и от ха­рактера коммуникации, то есть того, каким образом в группе осуществляется обмен идеями и информацией. Коммуникация - это не просто различные спо­собы общения (языковое, письменное), но и основа структуры группы, по­казатель социальной близости индивидов. Американский социолог А. Бавелас выявил взаимосвязь между способами коммуникации и результатами действий социальной группы. Для группы из 5 чел. он рассмотрел влияние; способов коммуникаций: "круга", "змеи", "штурвала", "игрека", "паутины".

Так, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом является "штурвал", поскольку он исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать толькос лидером. В центре "штурвала" располагается лидер, который собираем информацию от всех, осмысливает ее и принимает управленческое решение. Для выполнения творческих заданий, где должно соблюдаться относительное равенство сторон при принятии решений, эффективен "круг" "круге" каждый член группы находится в равном положении, может получить информацию от любого члена группы, здесь существует обратная связь. По этой причине "круг" позволяет группе ориентироваться на новь задачи быстрее, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

Социальные институты

Понятие "социальный институт"

Если повседневные потребности индивид удовлетворяет в рамках вы­полняемых им статусов и ролей, то наиболее важные потребности соци­альных групп удовлетворяются совместными усилиями членов общества, организованными в социальные институты. Социальный институт являет­ся одним из ключевых элементов социальной структуры общества.

В социологии понятие "институт"(от лат. institution - установление) используется для обозначения устойчивого комплекса формальных и не­формальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Однако среди социологов нет согласия в интерпретации этого термина. Так, некоторые ученые понятие "институт" используют приме­нительно к крупномасштабным организациям, объединениям, в то время как для описания малых организаций применяется термин "группа". Од­нако выделение социальных институтов исключительно по признаку размера социальной организации не позволяет выявить их особенности в отличие от других социальных объектов.

Определяющим условием появления института является возникнове­ние социальной потребности. В самом широком смысле потребность можно охарактеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетво­рения которой необходима та или иная форма активности. Эта нужда отражает связи субъекта со средой обитания. Практика закрепления от­ношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, за­ключается в создании жестко зафиксированной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отноше­ниях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функ­ций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласован­ность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции иконтроля за этим взаимодействием. По этой причине аме­риканский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

В отличие от повседневных, частных потребностей социальные по­требностихарактеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью применительно к условиям существования социальной группы, сопряженностью, состоящей в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей.

Среди непреходящих потребностей, реализация которых обеспечивает нормальные условия жизни социальных групп, выделяют потребности: - в производстве и распределении товаров, услуг и информации, тре­буемых для выживания членов общества; нормальном, соответствующем существующим социальным норма\ психофизиологическом жизнеобеспечении;

- познании и саморазвитии;

- коммуникации между членами общества;

- простом или расширенном демографическом воспроизводстве;

- воспитании и обучении детей;

- контроле за поведением членов общества;

- обеспечении их безопасности.

Для удовлетворения социальных потребностей необходимы совместные действия всех членов общества, которые реализуются в рамках социальных институтов. Так, правительство; прокуратура, полиция, суды тюрьмы осуществляют контроль за поведением членов общества; в пределах семьи воспроизводятся новые члены общества; система образования обеспечивает усвоение индивидами накопленных знаний, культурных ценностей; экономические институты предприятия, банки, рынки осуществляют производство и распределение товаров и услуг и т. д.

Однако социальные институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, но и регулируют использование ресурсов, которыми располагая общество. В связи с этим институты осуществляют обмен ресурсами между различными социальными группами в соответствии с общезначимые ми ценностями и на основе определенных процедур.

Следовательно, социальный институт можно определить как организованную систему социальных связей и социальных норм, которая объединяет общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие определенным социальным потребностям. Исходя из данного определения элементами социального института являются система социальных связей (статусы и роли, в рамках которых осуществляют свое поведение индивиды, социальные нормы и процедуры (стандарты, образцы поведения в групповых процессах), общественные ценности (общепризнанные идеалы и цели).

Наши рекомендации