Социологическое исследование общества

1. Смысл термина "общество"

2. Признаки общества

3. Типология обществ

4. Типы общества

С древних времен человека интересовали не только тайны окружающей природы (раскаты грома, разливы рек, смена дня и ночи, времен года, извержения вулканов), но и смысл его собственного существовавния, необходимость объединения с другими индивидами. В самом деле, почему люди стремятся жить не в одиночку, а среди других людей? Что заставляет их разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему жизнь индивида нельзя понять вне хода истории общества? Отчего одним позволено пользоваться различными благами, а другие люди лишены элементарных условий существования? Каким образом строить свои отношения с различными индивидами?

Ответы на эти и подобные вопросы связаны с пониманием того факта, что жизнь человека протекает в обществе. Каждый индивид от поколения к поколению проживает свою биографию в определенном обществе, в соответствующем историческом времени. Каким образом члены общества приспосабливаются к своему окружению, уживаются с соседями, добиваются поставленной цели? Существует ли какая-либо логика поступках людей и происходящих изменениях или они являются проявлением случайности?

Оценить приобретенный жизненный опыт, узнать собственную судьбу! человек сможет тогда, когда определит свое место в обществе. Однако для! того чтобы правильно определить свои жизненные шансы, надо понять каковы они у тех, кто находится в одинаковых с вами условиях. Следовательно, существует сложная связь между тем, как складывается повседневная жизнь индивида, и ходом истории общества. Объяснить взаимосвязь' людей, объединившихся в общество, призван ряд наук: социальная фи­лософия, социология, психология, юриспруденция, политология и т. Подобное объяснение начинается с ответа на вопросы: Что такое общество? Всякое ли объединение людей можно назвать обществом?

Смысл термина "общество"

Понятие "общество" весьма абстрактно, имеет много значений и пользуется достаточно произвольно в каждом конкретном случае. Чело­веческое общество многообразно по формам проявления. К обществу можно отнести: первобытные общества, которые мало изменились за тысячу лет могущественные державы, которые в одночасье терпели крах; небольшие сво­бодные сельские поселения и городские мегаполисы в сотню километров; со­бравшуюся в аудитории публику и преступные синдикаты; толпы людей, заполняющие улицы и площади крупнейших городов мира, и политические партии; подростковые банды и полицейские патрули на дорогах и т. д.

Исходя из факта, что термину "общество" приписывается множество Смыслов, можно говорить о научном и обыденном его понимании. Так, шпоры одного из авторитетных изданий английского "Словаря по социо-когии" (1988) Николас Аберкромби, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер отмечают, что понятие "общество" представляет собой категорию здравого Смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обяза­тельно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого".

Чаще всего в обыденном сознании понятие "общество" характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее. Так, если группу людей объединяет общая профессия, обычно для определения такой группы ипользуется понятие "профессиональное общество". Наряду с этим, группа лиц, занимающая высокое социальное положение по сравнению с остальной массой населения, чей образ жизни, манеры, ценности заметно от­личаются, называется "высшим обществом".

По признаку общности интересов, ценностей, стандартов поведения обществом можно назвать и малую группу (например, группу людей, "забивающих" в домино во дворе) и многочисленную массу людей, объединенных общностью культурных ценностей, традиций, проживающих на определенной территории ("французское общество", "российское общество").

Однако и малые, и большие группы людей не существуют вне време­ни и пространства. Они проживают на определенной территории, имеющей государственные границы. Кроме того, они пользуются защитой и покровительством государства, гражданами которого являются.

Наряду с этим, участники этих групп для реализации своих интересов вступают во взаимоотношения друг с другом на основе устойчивых форм и правил. Следовательно, термин "общество" нельзя смешивать с близ­кими понятиями "страна" и "государство". Например, Россия - это одновременно название страны и государства.

Таким образом, понятие "страна" отражает географическую характеристику территории или части света, имеющей определенные границы и обладающей государственным суверенитетом.

Под суверенитетом понимается независимость государства от других, его право проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Не все страны обладают полным суверенитетом. До 80-х гг. XX в. сохраня­сь колонии - страны, внешняя и внутренняя политика которых полно-стью контролировались другим государством - метрополией.

Кроме того, были протектораты, представляющие форму зависимости] при которой метрополии осуществляют лишь внешнюю политику и оборону протежируемого государства. Наряду с этими формами ограниченного суверенитета существуют 17 государств - доминионов, которые признают в качестве главы своего государства английского монарха (напри-! мер, с 1867 г. Канада, а с 1907 г. Новая Зеландия являются доминионам* Великобритании).

Понятие "государство" характеризует организацию политической власти на данной территории (то есть форму государственного устройства), структуру и способы осуществления (то есть политический режим).

Наконец, термин "общество" выражает социальную организацию населенния (то есть форму правления), включающую социальные группы и общности! социальные институты и организации, посредством которых реализуются интересы и потребности людей, социальные нормы и ценности, на основе которых взаимодействуют институты и группы и осуществляется социальный контроль.

В этом значении обществр противостоит другому понятию - прирос как совокупности естественных условий существования человека.

Признаки общества

Отграничение общества от природы возможно путем выявления ус-| тойчивых признаков, выражающих его сущность.

Во-первых, общество - это человеческая общность, объединение людей наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Стадо древнейших обезьяноподобных людей, которые выделились из животного состояния более 2 млн. лет назад, нельзя рассматривать как общество. Прежде всего, потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать "естественным обществом", а не гражданским сводился к его приспособлению к условиям среды обитания. В этом обществе человек является частью природы, а первобытных людей в нем объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения.

Гражданское общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознатель­ному. Содержание гражданского общества включает совокупность меж­личностных взаимодействий (семейных, экономических, культурных, кровнородетвенных, религиозных, межнациональных и т. д.), которые развиваются без вмешательства государства и неподконтрольны ему.

Во-вторых, общество представляет собой объединение людей, взаимо-действующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей, Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга, По меткому эа-мечанию русского социолога П.А, Сорокина, иммигрировавшего в США, для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодей­ствия. Такой случай будет простейшим видом общества...". То есть общес-тво представляет собой наиболее многочисленную группу людей, прожи­вающих на определенной территории.

В-третьих, общество - это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые ре могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности.

Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные, индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя. Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма, он выража­ется в общности коллективных представлений, чувств, верований, проти­востоящих природному эгоизму. Ориентация на сохранение общества, по мнению американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, обусловив­ши общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руковод-ствуются люди в своей деятельности. Например, в промышленно разви-тых странах Запада такими ценностями выступают свобода индивида, личный успех, материальное богатство, частная собственность и т. д.

В-четвертых, общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы. Благодаря институтам государственной власти и нормам права общество представляет собой согласованное и упорядоченное на основе опреде­ленных правил взаимодействие людей, объединенных общим интересом, Этот интерес, по мнению американского социолога Э. Шилза, представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии.

Типология обществ

С момента своего возникновения общество не оставалось неизмен­ным. На его развитие оказывали воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т. д., что привело к многообразию его конкретно-исторических, и тонально-культурных и политико-правовых форм существования.

По этой причине невозможно перепутать современные США и Индию, хотя оба государства по форме государственного устройства представляют собой федерации. В американском обществе высоко ценят такие качества личности, как уве­ренность в себе, умение владеть собой, агрессивность. А в индийском обществе ценности противоположные: созерцатель­ность, пассивность и мистицизм.

Интересный эксперимент провел руководитель французской Дальневосточной школы в Киото (Япония) профессор Юбер Дарт. Он протестировал японских и европейских детей возрасте от 8 до 10 лет. Суть теста состояла в том, что на школьный двор вынесли 50-килограммовый мешок и попросили 10 японских и европейских детей перенести его. Каждый из детей-европейцев старался приподнять, оттащить или перенести мешок в одиночку. Ребенок-японец прикидываем: свои силы и завет своих троих товарищей, которые тут жеприходят на помощь, считая это естественным. И они переносят мешок. Чувство группы является одной из отличительных черт японского поведения. "Группизм" проявляется в экономике в использовании бригад (10 - 15 чел.) в качестве основного звена на производстве. В политике корпоративность выражается в существовании клиентелл - объединении группы единомышленников вокруг лидера на основе чувств личной преданности и этики долга.

Однако отличающиеся друг от друга общества обладают наборе сходных признаков, что позволяет их типологизировать. В связи с можно сказать, что тип общества - это совокупность устойчивых признак ков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретно народов. Типология как логический прием позволяет более глубоко прс никать в сущность общества, видеть многообразие путей его развития,) преимущества и недостатки конкретных способов изменения различных сторон. Кроме этого типология позволяет понять, как изменилось общество, какие этапы оно проходило.

Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев. В зависимости от их числа типологии могут быть| сложными, когда классификация общества осуществляется на основе не­скольких признаков, а также простыми, когда типология строится с учетом одного классификатора.

Типы общества

Примером простой типологии является одна из самых ранних клас­сификаций общества известного американского этнографа XVIII в. Льюиса Генри Моргана, который выделял общества эпохи дикости, варварства и цивилизации. В основу классификации общества были положены способы получения средств к существованию человека, которые были различными в эти три периода. По Моргану, эпоха дикости - это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства. Эпоха варварства - это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства. Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла, сначала бронзы, а затем железа, сделавшего революцию в орудиях производства.

С изобретением буквенного письма (алфавита), появлением классов, государства и права началась эпоха иивилизаиии. В странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., а в Америке - в 1 тысячелетии н. э.

Современные американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски, используя тот же основной критерий - способ производства средств к жизни, полнили его рядом новых критериев: социальная структура, образ жизни. Они выделили следующие типы общества:

общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели недуг кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровно-родственных связях;

садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысяче­летии до н. э. В более развитых садоводческих обществах используются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структу­ра вследствие нарастающего имущественного неравенства;

аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне. Они уже знали металлический плуг и использовали живот­ных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше про­дуктов, чем требовалось для потребления. Излишками стали обменивать­ся - возникли торговля, ремесла. В аграрных обществах появилась письменность, для того чтобы с ее помощью зафиксировать сроки по­сева и сбора урожая, учитывать трудовой вклад каждого члена обще­ства. Отношения между людьми перестали основываться на родствен­ных связях, теперь это были соседи. Для регуляции отношений между ними возникли государство и право;

промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Про­мышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов - буржуазии и пролетариата, со­средоточение основной массы населения в крупных городах. Распространенной в науке является классификация общества, данная американским исследователем Д. Беллом (род. 1919), который выделял индустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. Он ассифицируют общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.

Традииионные (доиндустриальные) общества представляют собой отстающие в технологическом отношении страны, основной отраслью экономики которых является сельскохозяйственное производство, примитивные орудия труда. Для них характерны отсутствие автономной личности, ко­торая зависит от племени, рода, клана и жесткая регламентация всех сторон жизни на основе традиций.

Индустриальные общества возникают в связи с промышленным перево­ротом и приносят с собой не только систему машин, промышленное производство, но и сложные формы социальной и политической организации общества: свободу личности, партийные системы, сложный образ жизни.

Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, которая изменяет предмет собственности: наряду с собственностью на материальные предметы возникает собственность на информацию, которая становится все более ценным ресурсом. Услож-няется социальная структура общества, исчезают в привычном понима­нии (времен Маркса и Ленина) рабочий класс и буржуазия.

В 70-е гг. XX в. развитые страны вступили в стадию постиндустриаль­ного общества. Они переносят акценты с сельского хозяйства и промышленности на услуги. Рабочих ("синие воротнички") вытесняют "белые воротнички": специалисты, управленцы, работники сферы услуг, здраво­охранения, образования, науки и инновационных компаний, банков. Жизненным товаром постиндустриального общества стала информация, а важнейшим для экономики делом - сбор и обработка данных посредством компьютерных технологий. Наиболее важные фигуры постиндустри­ального общества - посредники, бухгалтеры, консультанты, журналисты.

Согласно теории "общества изобилия" известного экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта (род. 1908), критерием классификации обществ также] является уровень потребления. "Обществом изобилия" он называет промышленно развитые страны, в которых большинство населения уже не терпит нужду и привыкло к довольно высокому уровню жизни. Тем не менее здесь производство товаров растет год от года и потому требует агрессивной рекламы, создания новых товаров и в конечном счете искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, по­купка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса. Поэтому, те ресурсы, которые можно было бы ис-1 пользовать на общие нужды, переходят на покрытие губительного потребления. "Общество изобилия" - это сочетание потребления и общей нищеты вокруг.

Лекция № 5

Социализация личности

1. Социализация личности

2. Социальные роли и личность

3. Социальный контроль и девиантное поведение

4. Социальные взаимодействия и социальные отношения

Наблюдая за поведением родившегося ребенка, нетрудно заметить его зависимость от взрослых. Люди не обладают врожденными образцами поведения, по этой причине у них отсутствует изначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваивать навыки, необходимые для выживания. Если у животных подобные навыки запрограммированы в генах, то человек приобретает их в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.

В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного "Я", отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. "Подобно тому, - пишет американский социолог Чальз Хортон Кули, - как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, харак-тер, друзья и т. д., и это определенным образом действует на нас".

Кули полагал, что осознание человеком своего "Я", которое он назвал Зеркальное Я", складывается из трех компонентов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (например, "я думаю, что люди Вращают внимание на мою одежду"); 2) того, как они реагируют на то, что видят (например, "они видят мою одежду и она им нравится"); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию ("поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом").

Социализация как процесс усвоения культурных ценностей и освое­ния социальных ролей осуществляется в результате межличностного взаиимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке её со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей. Иначе говоря, происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интерна интернализация, то есть превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. В связи с этим невозможны не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида, подобного угли или Робинзону Крузо. "Дети джунглей", воспитанные в животной среде, усваивают только их повадки. Однако даже вернувшись в общество, они так и не становятся личностями. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (семьей, близкими, социальной группой).

Главное назначение социализации состоит в переходе человека биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе, процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и вершается смертью. Человек на протяжении своей жизни выполняет значительное число социальных ролей, освоение которых вызвано к жизни конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т. д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.

Наши рекомендации