Школа субъективной социологии

Наряду с интегральной социологией Сорокина заметное распростра­нение в России имело субъективистское направление, которое акценти­ровало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Субъективистское направление в отечественной социологии развивали видные идеологи революционного народничества П.Л. Лавре (1828 - 1900) и А.К. Михайловский (1842 - 1904). Они исходили из особого характера развития России по сравнению с Западом.

П.Л. Лавров создал оригинальную теорию социального прогресса. В ней| он выделял два аспекта: а) теоретический, рассматривающий цели средства общественного развития, и б) практический, обосновывающий нравственный долг личности активно участвовать в преобразовании общества. По его мнению, формула прогресса достаточно проста: "Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях".

Следовательно, развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознания личности.

Ведущей силой социального прогресса Лавров считал личность - носитель справедливости и истины. Он замечал, что "человек стремится изменить общество согласно своему нравственному идеалу, перестроить мыслимый мир по требованию истины, реальный мир - по требованию справедливости".

Теория социального прогресса включает в себя проблему средств достижения главной иели прогресса - достижения солидарности во всех сферах общественной жизни. Он предлагает несколько вариантов. Во-первых, когда экономическое и политическое развитие имеет строго определенную направленность, историческая необходимость будет осуществлена независимо от того, какие личности действуют в это время. Во-вторых, когда экономическое и политическое развитие не имеет строго определенного характера, возникает возможность выбора пути движения.

Во втором варианте велика роль интеллигентного меньшинства, понявшего раньше других, куда должно следовать общество. Но чтобы борьба против общества не была безумием, личность должна превратиться из ничтожной единицы в коллективную силу. Но в тогдашнем обществе еще не было условий для установления прочной, устойчивой, истин­ной солидарности. Капиталистический строй, по мнению Лаврова, разъедает солидарность людей. Только новое общество - социализм - в со­стоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.

В соответствии с теорией прогресса Лавров определял предмет и метод социологии как науки. По его мнению, "социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями". Первичной клеточкой общества он рассматривал личность. Преобладающим методом социоло­гии он считал исторический, поскольку познание общества возможно в той мере, в какой осмыслена его история.

Субъективистская интерпретация общества была присуща Н.К. Михайловскому. Он исходил из того, что прогресс есть постепенное прибли­жение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.

Разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Однако законы разви­тия общества реализуются в деятельности людей. Действуют они на основе идеала, который и определяет смысл человеческой деятельности. Следовательно, прогресс определяется как объективным фактором - коо­перацией, так и субъективным - сознательной деятельностью человека.

Кооперация обусловливает все стороны социальной жизни. Михайлов­ский выделял простую и сложную кооперацию в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация наи­более полно отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимание. При простой кооперации каждая личность имеет возможность развить заложенные в ней потенции - физические и духовные. Идеалом простой кооперации Михайловский считал сельскую общину, поскольку она дает возможность для всестороннего и гармоничного развития каждой личности, подчиняет интересы общества интересам личности.

Напротив, он критиковал кооперацию в условиях капитализма. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность, делаются одно­роднее, приспосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособленных целей, возникают взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.

На основании этого он делает вывод: все, что ведет к увеличению разнородности (а это капитализм), - "безнравственно, несправедливо, вредно"; и наоборот, все ведущее к однородности - "нравственно, справедливо и разумно".

Марксистская школа

Марксистское направление в российской социологии представлено работами социал-демократов, особое место среди которых занимали Т.В. Плеханов (1856 - 1918) и В. И. Ленин (1870 - 1924).

Основываясь на марксизме, Г.В. Плеханов отстаивал идею обуслов­ленности общественного развития способом материального производства. Поэтому в противовес П.Л. Лаврову и Н.К. Михайловскому он полагал наличие общих закономерностей развития как на Западе, так и в России. Однако объективные закономерности не реализуются автоматически. Они осуществляются в деятельности народа, масс. Вместе с тем Плеханов не от- рицал значения великих личностей, способных ускорить общественное раз-питие, поскольку те адекватно отражают закономерности общественного прогресса и правильно соотносят их с интересами общества.

Заслуга В.И. Ленина состояла, в том, что он творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России учения о капитализме, социальной революции, коммунистической общественно-экономической формации и двух ее стадиях, классовой структуре общества и т. д.

Психологическое направление

Психологическое направление разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867-1931) и А.И. Кареев (1850- 1931). Они опирались на многие постулаты контовского позитивизма с известными дополнениями.

Так, Л. И. Петражицкий в качестве предмета сошюлогии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни. Исходным понятием социологии, по Петражицкому, является "социальное поведе­ние". Акцент при этом должен делаться на анализ мотивации поведения. Мотивы могут объяснить направленность поведения индивида.

Психологическая типология мотивов позволяла выделить две их раз­новидности: чувство и волю. Петражицкий считал, что истинной причи­ной, побуждающей человека к действию, являются эмоиии. Дело в том, что чувства, на его взгляд, носят пассивный характер, в то время как во­ля имеет активный характер. Однако каким образом чувства трансфор­мируются в волевые усилия, до Петражицкого не было сформулировано. А он пришел к выводу, что связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции.

Свое предположение Петражицкий использует применительно к групповой, народной психике. Рассматривая право как совокупность эмоций, переживаний, Петражицкий непосредственным регулятором социального поведения считал социальные нормы (нормы-законы). Буду­чи продуктом прогресса "народной психики", нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней. Любая социальная система, рассматриваемая нормативно, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики.

С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм (правовых, моральных) и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.

Н.И. Кареев также рассматривал общество в контексте обусловленности социальных явлений фактами сознания. Согласно его представлениям, общество есть сложная система психических и практических взаимодей­ствий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и со­циальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются приобретенные (неприродные) свойства - привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания.

Вторая сторона общества - социальная организация - результат коллек­тивной психологии. Именно она составляет непосредственный предмет социологии. Социальная организация, по Карееву, есть совокупность экономической, юридической и политической сред. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе: политический строй определяет ее место в самой социальной организации; право выражает защищаемые государственной властью частные отношениях дру­гими лицами; роль личности в экономической жизни определяет эконо­мический строй.

Наши рекомендации