Социологический реализм Э. Дюркгейма
Наиболее существенный вклад в социологию внес французский ученый Эмиль Дюркгейм,продолжатель контовского позитивизма. Научность социологии, ее самостоятельность связана, по мнению Дюркгейма, с требованием рассматривать социальные факты как вещи, то есть внешние по отношению к человеку и объективные явления. Он полагал, что "социальные факты - это вещи и должны рассматриваться как вещи. Ведь, действительно, вещь - все, что дано, все, что бросается в глаза, более того, заставляет обратить на себя внимание".
Специфика социологической доктрины Дюркгейма связана с научным методом, который позволяет преодолеть эмпиризм О. Конта. Смысл этого метода состоит в том, что явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга, можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функиий. которые они выполняют. Иначе говоря, Дюркгейм дает социологическое толкование фактам и явлениям, в соответствии с которым социальное можно объяснить только влиянием социальной среды.
Он полагал, что социальные Дакоты(вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения. Все социальные факты, которые оказы-нают влияние на поведение человека, он делил на две группы:
материальные (зрелость производительных сил, плотность населения, интенсивность общения и т. д.);
- духовные (коллективные представления, верования, привычки, традиции, обряды, обычаи и т. д.). Определяющую роль Дюркгейм отводил духовным ценностям и суждениям.
Подобное объяснение социальных явлений обусловило иное понимание общества.Дюркгейм рассматривал его как надиндивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Общество, по его мнению, нечто большее и иное, чем сумма индивидов, составляющих его. Это существо со своей жизнью, историей, сознанием, интересами. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые составляют "коллективное сознание".
Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации.
Следовательно, Дюркгейм рассматривал общество как совокупность фактов сознания, которые представляют собой специфические представления. Несмотря на то что они обусловлены внешней, социальной реальностью, факты сознания воспринимаются людьми как их собственные, принадлежащие их сознанию. При этом они не произвольны и не различаются от индивида к индивиду, а имеют свойство обязательности и принудительности. Дюркгейм назвал их "коллективными представлениями". Они включают идеи, суждения, ценности.
Обязательными и принудительными идеи и ценности становятся тогда, когда они воплощаются в социальные нормы и становятся социальными регуляторами. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация поведения человека осуществляется через его ценностную ориентацию.
В основе развития общества, по Дюркгейму, лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Развитие общества от примитивных, простых форм к более сложным, "организованным" осуществляется благодаря общественному разделению труда. Разделение труда он рассматривал как процесс специализации и распределения людей по профессиям, индивидуализации личности. Специализация профессиональных ролей, с одной стороны, усиливает разнообразие форм деятельности, но с другой -порождает стремление к кооперации труда и обмену его результатами.
Общественное разделение труда приводит естественным путем к социальной солидарности людей. Ее Дюркгейм рассматривал как главный фактор интеграции индивидов в общество. В основе социальной солидарности лежат коллективные представления, то есть совокупность общих верований, чувств, традиций, обычаев, которые принимают и испытывают члены групп или общества.
Уровень и характер социальной солидарности Дюркгейм положил в основу выделения двух типов общества, последовательно сменяющих друг друга. Архаичные (сегментарные) общества основаны на механической солидарности, выражающейся в сходстве индивидов, их функций, отсутствии у них личностных качеств, поскольку индивид зависит от коллектива, поглощается им. Действительно, в примитивных обществах индивид не мог самостоятельно выжить, он должен был подчиняться обычаям и традициям этого общества. Дюркгейм замечал, что в архаичных обществах высока степень насилия, господствует репрессивное право.
Сложное (организованное) общество в силу общественного разделения труда формирует новый тип - органическую солидарность. Специализация профессиональных функций и ролей формирует личность, обусловливая, различия между индивидами. Личностные способности и таланты развиваются в соответствии с их профессиональной ролью. Приходит осознание зависимости друг от друга, своей неразрывной связи с обществом. Репрессивное право уступает место так называемому реститутивному (восстановительному) праву, функции которого теперь состоят в том, чтобы привести "нарушенные отношения к их нормальной форме". Прежнее архаичное религиозное сознание уступает место светскому, рационалистическому. Разнообразие интересов и потребностей индивидов побуждает их к согласию, терпимости.
Причину социальных конфликтов, классовой борьбы в современном ему буржуазном обществе Дюркгейм видел в неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушении правил справедливого обмена благами и ресурсами. Тем самым разрушается социальная солидарность. Поэтому выход он видит в том, что следует установить непреложный свод правил, гарантирующий равенство социальных возможностей. Когда эти правила ослабевают или вообще отсутствуют, тогда возникает состояние аномии (безнормности). Аномия, по Дюркгейму, это состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.
Как полагал Дюркгейм, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида приводит к сошшльной патологии. Разновидностями социальной патологии выступают преступления, самоубийства, экономические кризисы, классовая борьба и т. д. В соответствии с этим критерием общество может находиться в нормальном состоянии, то есть функционировать в формах жизнедеятельности, имеющих широкое распространение, но может страдать и социальной патологией. Ее составляют все формы девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепризнанных правил и норм. Так, Дюркгейм с помощью понятия "аномия" объяснил природу самоубийства. Он считал его не индивидуальным явлением, а коллективной болезнью общества, которая возникает в периоды экономических кризисов, конфликтов личности и коллектива, разрушения старого, привычного уклада жизни и отсутствия правил моральной регуляции поведения человека в новых условиях.
«Понимающая" социология Макса Вебера
В отличие от К. Маркса и Э. Дюркгейма, которые рассматривали социальные явления объективно, а главным предметом анализа делали общество, немецкий социолог М. Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида.
Исходной посылкой социологии Вебера является положение о том, что человек - культурное существо. Предметом социологии является все, что обусловливает поведение человека, включая идеи, мнения, убеждения, образы мира и т. д. Индивид с его мотивами (потребностями, интересами, целями, представлениями, мнениями) позволяет понять причины социальных взаимодействий.
Элементарной частицей поведения индивида в обществе является социальное действие, которое выступает причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. "Действием, - замечал Вебер, - мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид (или индивиды) связывает с ним субъективный смысл. Социальным мы назывем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". Исходя из того, что определяющим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, Вебер назвал свою социологию понимающей.
На основании 4 типов мотивации Вебер выделяет четыре вида социального действия:
целерациональное, если в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, и использование этого ожидания как "условия" или как "средства" для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
целостно-рациональное, основанное на сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха; аффективное - прежде всего эмоциональное, то есть обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида; традиционное, основанное на длительной "привычке".
При этом заметим, что к собственно культурным, а следовательно, социальным, могут быть отнесены лишь первые два типа действия, которые являются осмысленными.
Для выявления причинно-следственных связей и осмысленного толкования человеческого поведении Вебер вводит в научный обиход понятие "идеальный тип". Под ним он понимает идеально-типическую конструкцию какого-то события, возможность его протекания в идеальных условиях, позволяющую раскрыть "общие правила событий". Затем эту конструкцию он сопоставляет с реальным событием. Подобное сравнение позволяет выявить влияние конкретных факторов, роль случая или отдельной личности в произошедшем. Из выделенных четырех типов социального действия в качестве идеального типа будет выступать цыерщштшъное дей стене, поскольку в нем совпадают смысл действия и смысл действующего.
Выстраивая общество "снизу" - от субъективно осмысленных действий, Вебер замечал, что для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения. По Веберу, "социальным отношением должно называться поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность". Содержанием социальных отношений может быть борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, национальная или классовая общность и т. д.
Наряду с социальным действием, социальным отношением Вебер выделяет социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества). Действия отдельных индивидов кооперируются; на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском.
На основе доминирующих типов социального поведения Вебер выделяет типы общества, последовательно сменяющие друг друга: традшшонное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия, и современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида.
Анализ мотивации человеческого поведения на различных этапах развития общества позволяет Веберу выделить рационализацию в качестве вектора исторического процесса. Она охватывает все сферы жизни общества и проявляется:
- в терминах рациональных смыслов, которые формулирует рациональная религия - протестантизм;
- рациональной организации политической власти, выражающейся в рациональном типе господства и рациональной бюрократии;
- рациональной экономической системе с рационализацией труда, конкуренцией, денежным обращением;
- рациональных правилах (позитийное право) с формальным равенством всех перед законом и судом.
Большое внимание Вебер уделял анализу социальных институтов. Центральное место среди них занимает государство, понимаемое им как особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие. В анализе феномена государственной власти как отношения господства и подчинения он использует понятие "идеальный тип". Вебер конструирует три идеальных типа господства на основании мотивов повиновения.
Легально-рациональный тип господства основан на вере в обязательность формально установленных правил и деловой компетенции. При данном типе господства личный интерес индивида в конечном счете является соотнесенным с интересами других, что и порождает целерациональное действие. В государствах с таким типом господства подчиняются не личности, а законам; это касается не только управляемых, но и управляющих.
Традиционный тип господства связан с привычкой к определенному поведению и подчинению обычаям, традициям. При этом поведение людей обусловлено "нравами", верой в священность существующих порядков и властей. Это патриархальный тип господства, при котором аппарат управления зависит от господина, а основанием для занятия той или иной должности является не компетентность, а личная преданность правителю.
Наконец, харизматический тип господства обусловлен склонностью подданых приписывать правителю исключительные достоинства. Харизматическое господство основано на магических способностях, пророческом даре, силе слова и духа выдающихся политиков. Его базой является пффективный тип действия повинующихся (эмоционально окрашенная преданность). Неслучайно в любой исторической форме харизматическое господство авторитарно по определению.
Среди смыслообразущих начал человеческого поведения Вебер особо выделял религию. Его интересовала не сущность религии, а ее восприятие человеком, понимание им религии, опирающееся на субъективные переживания. Вебер типологизирует эти субъективные представления по степени их рациональности. Исследуя различные формы религиозной жизни, Вебер фиксирует преобладание в разных странах либо ритуально-культового, либо мистико-созерцательного, либо скептически-рационального смыслов.
Это позволило ему выявить связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением. Анализируя экономическое развитие целого ряда стран, Вебер пришел к выводу, что в странах, в которых преобладают религии с рациональными чертами, формируются рациональные формы жизнедеятельности людей. Так, конфуцианство в Китае в качестве главных ценностей выделяет благополучную земную жизнь, отсутствие меры в загробную жизнь. Культ трезвый и простой: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический танец. Порядок и гармония - основные принципы конфуцианства, применимые и к человеку, и к государственному устройству.
Однако конфуцианство не отвергало и магию, которая, как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой связи Вебер замечает, что в конфуцианстве соединились два начала: этико-рациональное и иррационально-магическое. В силу данного обстоятельства в Китае не мог утвердиться формально-рациональный тип управления и сходный с западным рациональный тип хозяйства.
Напротив, протестантизм, распространившийся в Западной Европе XVI в., прямо способствовал рационализации экономической жизни инициируя у людей стремление к прибыли, рациональной дисциплин труда в определенном наборе этических правил - "этике честной наживы". В протестантизме соединяются различные элементы: ритуальные мистические и рациональные. Вебер отмечал "адекватность духа капитализма и духа протестантизма". Используя текст "Вестминстерского исповедания" (1647), он доказывает рационализм протестантской этики:
- есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей;
- этот всемогущий и таинственный Бог заранее предопределил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, а мы своими действиями бессильны изменить предначертание Божье;
- Бог создал мир во славу себе;
- человек должен трудиться на приумножение славы Божьей и на создание царства Божьего на этой земле;
- дела мирские, человеческая природа, плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как Божья благодать.
Лекция №3