Тема 5.3. Разделение властей

Государственная власть – форма политической власти, рас­полагающая монопольным правом издавать законы, обязатель­ные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппа­рат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений
 
Необходимость: * предотвращения узурпации (противозаконного захвата) госу­дарственной власти; * недопущения злоупотребления государственной властью; * чёткого распределения функций, компетенции и ответствен­ности каждого органа государственной власти; * гармоничного соединения различных противоречивых эле­ментов общественной жизни: государство и гражданское обще­ство, свобода и ответственность и др.; * сведения к минимуму возможных ошибок в управлении
 
Разделение государственной власти
 
По горизонтали – отражает принцип разделения властей
Ветви государ­ственной власти (органы государ­ственной власти) Их основные функции
Законодательная власть (парламент (от фр. рагler – го­ворить)) Формирование системы законов, уста­новление налогов и сборов, утвержде­ние бюджета
Исполнительная власть (правитель­ство, министер­ства, ведомства) Исполнение законов, организация и уп­равление жизнью общества
Судебная власть (суды всех уров­ней) Отправление правосудия, т. е. разреше­ние правовых споров, привлечение к юридической ответственности за право­нарушения
По вертикали – отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство
 
Центральная (общенациональная) власть
 
Региональная власть
Английский мыслитель Дж. Локк, французский просветитель Ш.Л. Монтескье, «отцы-основатели» США А. Гамильтон, Дж. Мэдисон (XVII–XVIII вв.)
 
Теория разделения властей: основные положения
* Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции. * Все власти равны и автономны → ни одна из них не может быть устранена любой другой. * Никакая власть не может пользоваться правами, предостав­ленными конституцией другой власти. * Все ветви государственной власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»). * Судебная власть действует независимо от политического влия­ния, судьи пользуются правом длительного пребывания в долж­ности

Формы государства



    Форма государства – устройство политичес­кой организации общества, призванное обеспе­чить её стабильность и нормальное функциони­рование    
       
             
Форма правления   Форма государ­ственно-территори­ального устройства   Политичес­кий режим
кто и как пра­вит? как объединено насе­ление на территории? каким образом осуществляет­ся власть в об­ществе?
                 

Форма правления – организация высших органов власти.

• Монархия (от гр. monarchia – единовластие, самодержа­вие) – форма правления, при которой верховная государствен­ная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства): короля, царя, шаха, императора и т.д.– и передаётся по наследству
   
Признаки
• Власть единоличного главы государства: – наследственна и передаётся в установленном законом по­рядке; – не ограничена сроками полномочий → является пожизнен­ной. • Юридическая независимость и отсутствие ответственности мо­нарха за свою деятельность перед народом
   
Виды монархий
Абсолютная (неограниченная) Ограниченная (конституционная, парламентская)
Характеристика
вся полнота власти – законо­дательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в ру­ках монарха, а её происхождение признаётся Божественным власть наследственного мо­нарха ограничена конститу­цией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом
Примеры современных государств
Катар, Кувейт, Оман, Саудов­ская Аравия и др. Бельгия, Великобритания, Да­ния, Испания, Нидерланды, Япония и др.
• Республика (от лат. respublica – общественное дело, государ­ство) – форма правления, при которой высшая государствен­ная власть принадлежит выбранным на определённый срок ор­ганам власти
   
Признаки
• Коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений. • Принцип выборности – все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом. • Принцип сменяемости – органы государственной власти и должностные лица избираются на определённый срок, по исте­чении которого слагают свои полномочия. • Принцип ответственности – органы государственной власти и должностные лица несут ответственность за свою деятельность перед народом
   
Виды республик
Президентская Парламентская Смешанная (полупрезидент­ская)
Характеристика
очень большой вла­стью наделён президент: он совмещает функции главы госу­дарства и прави­тельства, формиру­ет правительство; избирается прямым голосованием ведущим органом власти выступает избираемый гражда­нами парламент, который формиру­ет правительство, отчитывающееся перед парламентом власть президента значительна, но формирование пра­вительства проис­ходит с участием парламента
Примеры современных государств
США, страны Ла­тинской Америки Индия, Италия, ФРГ, Швейцария Австрия, Россия, Франция
       


Форма государственно-территориального (госу­дарственного) устройства – отношение между цен­тральными и местными органами власти, распределе­ние власти по территории страны.

Унитарное (от фр. unitaire – единый) государство Федерация (от лат. foedus – союз, дого­вор) (федеративное государство) Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, сообщество)
Характеристика
единая политичес­ки однородная орга­низация, состоящая из административ­но-территориаль­ных единиц (губер­ний, краёв, провин­ций), не обладаю­щих собственной государственностью. Существует единая конституция, си­стема высших орга­нов государствен­ной власти, управ­ления, судебная си­стема устойчивый союз ад­министративно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распреде­лённых между ними и центром полномо­чий, имеющих соб­ственные законода­тельные, исполни­тельные и судебные органы и, как прави­ло, конституцию, а часто и право на двойное граждан­ство постоянный союз самостоятельных государств для осу­ществления совме­стных конкретных целей. Её члены пол­ностью сохраняют государственный суверенитет и пере­дают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной облас­ти, в области внеш­ней политики, тран­спорта и связи, де­нежной системы
Примеры современных государств
Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др. Бразилия, Герма­ния, Индия, Мекси­ка, Россия, США, Швейцария и др. Содружество Неза­висимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС)

Наши рекомендации