Совет Федерации. Формирование, внутренняя организация, компетенция Совета Федерации.

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Совфед, Сенат[1][2]) — палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации[3] входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года).

Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения[4].

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

· а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

· б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

· д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

· е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

· ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

· з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

5 августа 2000 г. президент РФ Владимир Путин подписал новый закон "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ". Документ вступил в силу 8 августа 2000 г.

Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.

Согласно действующей редакции закона "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ", членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В соответствии с новым законом, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.


43. Государственная Дума.

Госуда́рственная ду́ма[1] (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — нижняя палата Федерального собрания[2][3].

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[4].

Государственная дума состоит из 450 депутатов[3]. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)[5]. Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

Внутренняя организация Государственной Думы включает две структуры: фракционную, то есть объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации (см. депутатские объединения), и комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям. Образование в Думе парламентских комитетов и парламентских комиссий в общем виде предусмотрено Конституцией (статья 101, часть 3). Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. Общее руководство палатой осуществляют избираемые ею тайным голосованием Председатель Государственной Думы, его заместители и Совет Государственной Думы, куда входят руководители фракций и депутатских групп.

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Наши рекомендации