По теме «Смута в России начала XVII в.».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • определять причины Смуты, анализировать последствия Смуты.

Вопросы для подготовки.

I. Факторы, способствовавшие наступлению смутного времени

1. Кризис власти и княжеско-боярская оппозиция

2. Народное недовольство

II. Россия в годы “Смуты”

1. Лжедмитрий I.

2. Василий Шуйский.

3. Восстание Ивана Болотникова.

4. Лжедмитрий II.

5. Дворцовый переворот.

6. Первое дворянское ополчение.

7. Второе дворянское ополчение К. Минина и Д. Пожарского.

8. Избрание нового царя.

III. Последствия «Великой Смуты».

2. Методические рекомендации:

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХУ11 в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

При характеристике первого вопроса семинарского занятия следует учитывать основные предпосылки Смуты: хозяйственный кризис, усиление крепостничества, противоречия среди разных сословий, политический кризис и духовный кризис. Так же необходимо проанализировать деятельность Бориса Годунова на престоле и его влияния на события Смуты.

Второй вопрос состоит из восьми подвопросов, каждый из которых посвящён основным хронологическим событиям Смуты. При ответе на подвопросы предполагается характеристика личности, её участи в Смуте и последствия деятельности.

Третий вопрос предполагает раскрытие итогов Смуты. Необходимо проанализировать влияние каждого социального слоя на события, отметить причины выбора новым царём Михаила Романова, выявить проблемы России после смуты

Литература.

Основные источники:

1. История России (под ред. П.С. Самыгина). - М.,2009.

Дополнительные источники:

2. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

3. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

4.Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008

5.Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

6. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. – М., 2009.

7. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

8. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.

9. Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Практические занятия № 5 по теме «Россия во второй половине XVIII в.»

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • оценивать деятельность правителей России после Петра I.

Задание №1

Раскройте значение понятий.

Эпоха дворцовых переворотов____________________________________

Гвардия________________________________________________________

Фаворит_______________________________________________________

Регент_________________________________________________________

Верховники____________________________________________________

Кондиция______________________________________________________

Задание №2

Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.

1).Петр I;

2). Пётр III;

3). Иоанн Антонович;

4). Пётр II;

5). Екатерина II;

6). Елизавета Петровна;

7). Анна Иоанновна;

8). Екатерина I;

9). Анна Леопольдовна.

А) Став императором в двухмесячном возрасте и «процарствовав» год. всю оставшуюся жизнь находился в заключении и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой непреступной российской тюрьмы.

Б) Внук великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.

В) При жизни названный Великим, прорубивший России «окно в Европу», он не успел оставить завещание и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть.

Г) Внук великого императора, сын его любимой дочери, воспитанный на чужбине и принявший обычаи и язык чужой страны. Наречён наследником престола родной тёткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота.

Д) Дочь мекленбургской принцессы, племянница суровой российской императрицы, мать императора–младенца, правила великой страной год, что бы остаток жизни провести в заключении и ссылке вместе со всей семьёй.

Е) Прибалтийская крестьянка-католичка, жена шведского драгуна, вторая жена Петра Великого и первая женщина на российском престоле.

Ж) Немецкая принцесса Фике, выданная замуж за наследника русского престола и отрешившая его от власти. Стала российской императрицей, сделавшей нашу страну великой державой и названной при жизни современниками Великой.

З) Племянница великого царя, вдова небогатого курляндского герцога, ставшая императрицей по приглашению Верховного тайного совета. Десять лет правления этой грозной женщины были отмечены усилением позиций прибалтийских немцев у трона.

И) Дочь великого Петра, рождённая вне брака, свергла с престола младенца-императора, приходившегося ей внучатым племянником, и правила страной 20 лет.

Задание №3

Соотнесите событие и его дату.

Дата   Событие
1.1740-1741 гг. 2. 1730-1740 гг. 3.1725-1727 гг. 4.1762-1796 гг. 5. 1741-1761 гг. 6.1727-1730 гг.     А) Правление Петра II Б) Правление Елизаветы Петровны В) Правление императора Иоанна Антоновича Г) Правление императрицы Екатерины I Д) Правление императрицы Анны Иоанновны Е) Правление императрицы Екатерины II

Задание №4

Заполните пропуске в тексте.

28 января 1725 г. после продолжительной болезни _________ скончался, не успев назначить преемника.

Выдвинувшиеся при Петре I представители новой зна­ти, заручившись поддержкой гвардейских полков, возвели на престол _____________, но практически власть оказалась в руках __________, сподвижника Петра I. После смерти в 1727 г. __________ императором, согласно ее завещанию, был провозглашен внук Петра I — ______________. В январе 1730 г. _____________ во время очеред­ной охоты простудился и скоропостижно умер. В ходе об­суждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню ______________, дочь брата Пет­ра I — Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были состав­лены кондиции, т.е. условия вступления ______________ на престол.

_____________, подписавшая кондиции, превращалась в безропотную марионетку. Однако эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовав­шись этим, ___________ провозгласила себя самодер­жавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В условиях всеобщего недовольства Бироном фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, который в но­ябре 1740 г. лишил Бирона прав регента. Регентом была провозглашена мать ______________— _______________.

Переворот не мог удовлетворить интересы широких кру­гов русского дворянства, так как все еще руководящее по­ложение в государстве сохранялось за немцами. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I __________, которая процарствовала 20 лет (1741-1761), были арестованы воцарившиеся на пре­столе представители Брауншвейгской семьи.

Задание №5

Прочитайте текст, и выделите причины дворцовых переворотов в России.

«Говоря о дворцовых переворотах второй четверти XIII в., следует отметить, что они происходили сравнительно лег­ко, без особых осложнений. Их успех во многом объяснялся открытым недовольством русского дворянства, пагубным влиянием на различные стороны жизни России иностран­ного засилия.

Кроме того, открытое недовольство дворян вызывала обя­зательная служба, установленная в свое время Петром I. Удов­летворяя требования дворянства, правительство в 1732 г. уч­редило корпус кадетов. Дворянские дети после окончания этого учебного заведения получали офицерские чины. Несколько позже, в 1736 г. были удовлетворены требования дворян об отмене бессрочной службы. Один из сыновей дворянской се­мьи освобождался от службы для управления имением».

А) Усиление роли гвардии;

Б) Изменение порядка наследования престола;

В)_______________________________________________

Г)_______________________________________________

Д)_______________________________________________

Задание №6

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

18 февраля он подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освободивший дворян от обязательной службы, отменявший для них телесные наказания и превращавший в подлинно привилегированное сословие опору самодержавия. Затем была упразднена внушавшая ужас Тайная розыскная канцелярия. Он прекратил преследование старообрядцев и принял решение о секуляризации (отчуждении в пользу государства) церковно-монастырских земель, подготовил указ об уравнении всех религий. Все эти меры отвечали объективным потребностям развития России и отражали интересы дворянства.

Отметьте правильные ответы.

А). Император, подписавший «Манифест о вольности дворян»?

1.Пётр I

2.Пётр II

3.Пётр III

4.Алекчандр I

Б). Год выхода «Манифеста о вольности дворян»

1.1714 г.

2.1735 г.

3.1742 г.

4.1762 г.

В). Какое событие произошло в жизни этого императора через четыре месяца после подписания «Манифеста о вольности дворян»?

1. Была созвана Уложенная комиссия

2. В ходе очередного дворцового переворота, императора заставили подписать отречение от престола и вскоре убили

3. У императора родился наследник

4. Была издана Жалованная грамота дворянству

Задание №7

Соотнесите событие и его дату.

Дата   Событие
1) 1762 г. 2) 1741г. 3) 1736 г. 4) 1731г. 5) 1730г.   А) Издание «Манифеста о вольности дворянства» Б) Упразднение Верховного тайного совета В) Создание Канцелярии тайных розыскных дел Г) Передача помещикам права самим определять меру наказания крестьян за побеги Д) Принятие «Работных регулов»

Задание №8

Раскройте значение понятий.

Кабинет министров- ________________________________________________

Откуп - ___________________________________________________________

Подряд- ___________________________________________________________

Контрреформы- ____________________________________________________

Заёмный банк- _____________________________________________________

Задание №9

Заполните таблицу

«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»

На Западе На Юге На Востоке
  ___________________ ___________________     ___________________ ___________________     ___________________ ___________________  

Задание №10

Заполните таблицу

«Итоги внешней политики России в 1725-1762 гг.»

На Западе На Юге На Востоке
  ___________________ ___________________     ___________________ ___________________     ___________________ ___________________  

Задние №11

Факторы, определяющие либеральные стороны внутренней политики Екатерины II   Факторы, определяющие репрессивное начало внутренней политики Екатерины II
___________________________________________________________________________________________________     _________________________________ _________________________________  

Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II».

Задние №12

Раскройте значение понятий.

Век Просвещения- _______________________________________

Просвещённый абсолютизм- ______________________________

Секуляризация- _________________________________________

Уложенная комиссия- ____________________________________

Монополия торговли- _____________________________________

Задание №13

Соотнесите событие и его дату.

Дата   Событие
1) 1764 г. 2) 1765г. 3) 1775 г. 4) 1767г. 5) 1771г. 6) 1783г.   А) Учреждение дворянского Вольного экономического общества Б) Введение права на открытие предприятий без разрешения властей В) Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами Г) Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков Д) Разрешение создания вольных типографий Е) Секуляризация церковных земель

Задание №14

Отметьте правильные ответы.

Основные причины крестьянской войны Е.И.Пугачёва:

А) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;

Б) ухудшение положения работных людей;

В) нарастание межнациональных противоречий;

Г) затяжная война с Турцией;

Д) ликвидация казачьего самоуправления сна дону;

Е) невыполнение Екатериной II обещания об отмене крепостного права.

Задание №15

Заполните в таблицу основные события трёх этапов крестьянской войны.

Первый этап 1)_______________________________________ 2)_______________________________________ 3)_______________________________________    
Второй этап 1)_______________________________________ 2)_______________________________________ 3)_______________________________________    
Третий этап 1)_______________________________________ 2)_______________________________________ 3)_______________________________________  

Задание №16

Запишите отличия крестьянской войны от крестьянского восстания.

Крестьянское восстание Крестьянская война
1)___________________________ 2)___________________________ 3)___________________________   1)___________________________ 2)___________________________ 3)___________________________  

Задание №17

Какими делами и свершениями вошли в историю России нижеперечисленные деятели?

Г.А.Потёмкин-Таврический-______________________________________

_______________________________________________________________

П.А.Румянцев-Задунайский-______________________________________

_______________________________________________________________

А.Г.Орлов-Чесменский-__________________________________________

_______________________________________________________________

Г.А.Спиридов-__________________________________________________

_______________________________________________________________

А.В.Суворов-Рымникский-_______________________________________

_______________________________________________________________

Ф.Ф.Ушаков-___________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №18

Соотнесите событие и его дату

Дата   Событие
1) 1768-1774 г. 2) Июль 1770г. 3) 5 июля 1770 г. 4) 1787-1791г. 5) 1783г. 6) 1790г. А) Взятие Измаила Б) Первая русско-турецкая война В) Битва у реки Ларга Г) Чесменское морское сражение Д) Вторая русско-турецкая война Е) Присоединение Крымского ханства к России

Практические занятия № 6

Наши рекомендации