Тема (модуль) 6. Личность и общество.
Тема «Личность и общество» предполагает изучение таких вопросов как:
- человек как биосоциальная система
- социальное действие и социальное взаимодействие
- социальные статусы и роли
- социализация личности
- социальный контроль
При изучении вопроса «человек как биосоциальная система» необходимо изучить процесс формирования личности, социальные типы личности, понятия «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальные нормы», «социальная структура», «социальный статус», что такое «личный статус», «социальная роль» и «социальный конфликт». При изучении социальных взаимодействий и социальных отношений обратите внимание, что под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент так и в перспективе, под социальными отношениями понимается совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействий. Обратите внимание на дифференциацию социальных отношений по субъекту, объекту, модальности (т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) и по формализации.
Раскрывая взаимосвязь социальной роли и социального статуса определите понятие и виды статуса. Изучив понятие социальной роли, обратите внимание, что каждая роль описывается пятью основными характеристиками (Парсонс).
Изучив основные понятия проанализируйте причины и последствия несовпадения статусов и причины и последствия идентификации с ролью и статусом.
Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряжённой с проблемой личности.
При изучении этой темы наиболее подробно ознакомьтесь с разграничением понятий «человек», «индивид», «личность». Ознакомьтесь с основными факторами развития личности, определите соотношение природного и социального. Изучая основные этапы социализации личности подробнее остановитесь на изучении ведущей деятельности личности и на ведущей стороне социализации. Уясните что для каждого этапа характерна определённая ведущая деятельность и определённая ведущая сторона социализации. К примеру на этапе младенчества (до 2 лет) ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослыми, а ведущей стороной социализации является освоение норм отношений между людьми.
Следует особое внимание уделить основным видам и агентам социализации (агенты первичной социализации, агенты вторичной социализации), процессам социальной адаптации и интеграции. Выделите критерии успешной и неуспешной социализации индивида.
Социальные проблемы молодёжи представляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений социологической науки. Изучение этой проблемы включены в контекст многих научных исследований, но вместе с тем они отличаются от них по своему предмету и методам.
При изучении данной темы, необходимо сформулировать знания о молодёжи, определить её ценностные ориентации. Особое внимание обратите на проблемы молодёжи Республики Беларусь. Подробнее остановитесь на типологии досуга молодёжи и на её формальных и неформальных объединениях.
Общество представляет не механический агрегат индивидов, а систему их социальных взаимодействий друг с другом, в процессе которого большинство людей совершают свои поступки и действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или в группе.
Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие её компонентов (индивидов, групп, ообщностей) посредством нормативного регулирования.
При изучении этой темы следует раскрыть сущность понятий «социальный контроль», «внешний контроль», «самоконтроль», «девиантное поведение», «аномия».
Изучая тему, подробнее остановитесь на основных сферах социального контроля и основных способах осуществления социального контроля (социальные нормы, санкции, власть). Обратите внимание на структуру и особенности внешнего контроля. Изучите способы реализации социального контроля (через социализацию, групповое давление, принуждение посредством социальных институтов).
Рассматривая понятие «социальное поведение» его виды и формы, особое внимание уделите причинам девиантного поведения. Уясните, что девиация—это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Вопросы для самоконтроля
1. Разграничьте понятия «человек», «индивид», «личность».
2. Определите сущность понятия «социализация»
3. Раскройте основные виды социализации.
4. Объясните критерии успешной и неуспешной социализации индивида.
5. Определите сущность понятия «социальный контроль».
6. Охарактеризуйте методы социального контроля и основные институты, осуществляющие социальный контроль.
7. Объясните значение понятия «социальное поведение», определите его виды и формы.
8. Проанализируйте причины девиантного поведения.
9. Опишите критерии молодёжи.
10. Какие теории по проблемам молодёжи Вам известны? Охарактеризуйте их.
11. Проанализируйте главные проблемы молодёжи в Республике Беларусь.
12. Дайте определения понятиям «социальная структура», «социальный статус», «социальная роль».
13. Определите специфику социальных связей и отношений.
14. Раскройте взаимосвязь социальной роли и социального статуса.
15. Проанализируйте причины и последствия несовпадения статусов.