Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
1) формы прямого волеизъявления обязательного характера. Они позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы, голосование по отзыву;
2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера. Они способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, публичные слушания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.;
Высшая форма народовластия на муниципальном уровне - местный референдум, проводимый в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Его решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами и подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными органами государственной власти.
Местный референдум– высшая форма народовластия на местном уровне.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является референдум. Местный референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование граждан по наиболее важным вопросам местного значения. Долгое время в России законодательно не закреплялось право на проведение местного референдума и, соответственно, не было практики местных референдумов.
В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:
1) подготовка референдума: данная стадия включает в себя выдвижение инициативы о проведении местного референдума, информирование граждан, агитацию, обсуждение;
2) проведение референдума: данная стадия включает в себя назначение, организацию местного референдума, голосование и подведение итогов;
3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая исполнение его решений и установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.
Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23) закрепляет следующие цели проведения муниципальных выборов:
1) избрание депутатов представительного органа муниципального образования;
2) избрание членов выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования);
3) избрание выборных должностных лиц местного самоуправления (главы муниципального образования, главы местной администрации).
В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.
Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сходы граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
С инициативой созыва схода граждан могут выступать следующие субъекты:
1) глава муниципального образования;
2) группа жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Опросы населения – проводится с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения - по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты носят рекомендательный характер.
Собрания (конференции) граждан–проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения.
Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также их полномочия определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Публичные слушания–для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения.
Для обеспечения участия жителей в публичных слушаниях население муниципального образования заблаговременно оповещается о времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Правотворческая инициатива граждан–право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовымактам по вопросам местного значения.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный закон устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным лицам. Существует несколько видов обращений: предложения, заявления, жалобы.
Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть обращение гражданина (граждан) и дать на него письменный ответ. Для этого они имеют право запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для рассмотрения обращений.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.
Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха на очередных выборах.
Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:
1) по форме обращения выделяют письменные и устные;
2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами:
а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан);
б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица;
в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир);
г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.
4) по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права или интереса, закрепленного законодательно. Заявление не связано с нарушением прав и законных интересов гражданина и, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот).
Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления нарушенных (действием или бездействием) прав и законных интересов.
Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования, на решение вопросов местного значения (например, по улучшению благоустройства муниципального образования, по повышению качества работы пассажирского транспорта).
Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании за каким-либо лицом определенного статуса, прав или свобод.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие формы прямого волеизъявления граждан носят обязательный характер?
2. Что такое местный референдум?
3. В чем сходство и различие между сходом и собранием граждан?
4. В чем сходство и различие между опросом граждан и местным референдумом?
5. Приведите формы непосредственной демократии рекомендательного характера. Почему их так называют?
6. Какую форму прямой демократии вы считаете наиболее эффективной и почему?