Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ—ШИ
— Отгадайте загадку.
На резиновом ходу ... .. - -
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути? (Машина.)
— Назовите все звуки в этом слове.
— Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твёрдые.) Звук [Ш] твёрдый, но после него нужно писать букву И. Так
договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки
] Ж] и [Ш] были мягкими, с тех иор и осталось правило: после
Пукв Ж и Ш пишется буква И.
(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ
и ШИ.)
— Залишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.
— Отгадайте загадку.
Онвысокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф.)
— Напишите слово-отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы? (После буквы Ж,}
— Подчеркните сочетание ЖИ.
— Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.
— Прочитайте сяова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?
2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ
— Отгадайте загадку.
Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)
— Назовите все звуки в этом слове.
— Произнесите мягкие согласные. ([В'] и [Ч'].}
— Как обозначена мягкость согласного звука [В1]? (Гласной
буквой Е.)
А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А, Так договорились люди между собой.
— Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА. (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА.)
— Назовите одним словом; небольшой, чаще лиственный лес. (Роща.)
— Звук [Щ'] твёрдый или мягкий? (Мягкий.}
— Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А.) (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЩА.)
— Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща.}
— Расскажите правило. (ЧА и ЩА пишем с буквой А.)
— А как вы думаете, какую гласную нужно писать в сочетаниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.)
3. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 115).
— Прочитайте.
— Какую «работу» выполняют буквы И, А, У в буквосочетаниях, а какую нет?
— Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание..
— Почему в буквосочетаниях ЖИ—ШИ пишется буква И?
— Почему в буквосочетаниях ЧА—ЩА пишется буква А,
а в буквосочетаниях ЧУ—ЩУ — буква У? Упр. 2 (с. 116).
— Прочитайте.
— Выполните задание самостоятельно.
— Прочитайте сведения о языке. . . -
— Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?
— Как пишутся сочетания ЧА-ЩА?
— Как пишутся сочетания ЧУ-ЩУ? Упр. 3 (с. 116).
— Рассмотрите рисунки.
— Назовите предметы.
— Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)
— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И.}
— Выполните задание.
— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
— Что вы узнали?
V. Физкультминутка
Встали пчёлки в хоровод.
(Поворот вокруг себя.)
В барабан ударил кот.
(Кнопки в ладоши.}
Стали мыши танцевать,
(Пританцовывают.}
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Так, что начала дрожать
(Наклоны.}
Вся земля, вся земля. . ,- - - •
(Рывки руками.)
VI. Закрепление изученного материала "' 1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 117).
— Прочитайте.
— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ ылиШИ.}
— Выполните задания.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
— Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.
Словарная работа
— Оттадайте загадку.
Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Машины.)
— Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
— Придумайте предложение с этим словом.
3. Работа по учебнику Упр. 5 (с. 117).
— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)
— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)
— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ—ШИ.
— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке. Упр. 6 (с. 118).
— Прочитайте.
— Сколько предметов называют данные слова?
— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Запись под диктовку
У Яши живёт кот Рыжик. Он пушистый. На лапках тёмные пятна. Рыжик любит играть.
— Подчеркните сочетания ЖИ—ШИ.
VII. Рефлексия
Картинный диктант
(Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают слова: снежинка, ёжики, ужи, часы, кувшин, щука и т. д.)
— Подчеркните орфограммы.
— Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?
— Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
— Кому ещё нужно потренироваться?
— Оцените свою работу на уроке.