Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ—ШИ

— Отгадайте загадку.

На резиновом ходу ... .. - -

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути? (Машина.)

— Назовите все звуки в этом слове.

— Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твёрдые.) Звук [Ш] твёрдый, но после него нужно писать букву И. Так

договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки

] Ж] и [Ш] были мягкими, с тех иор и осталось правило: после

Пукв Ж и Ш пишется буква И.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ

и ШИ.)

— Залишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.

— Отгадайте загадку.

Онвысокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф.)

— Напишите слово-отгадку. После какой буквы нельзя пи­сать букву Ы? (После буквы Ж,}

— Подчеркните сочетание ЖИ.

— Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.

— Прочитайте сяова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?

2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

— Отгадайте загадку.

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)

— Назовите все звуки в этом слове.

— Произнесите мягкие согласные. ([В'] и [Ч'].}

— Как обозначена мягкость согласного звука [В1]? (Гласной

буквой Е.)

А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А, Так договорились люди между собой.

— Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА. (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА.)

— Назовите одним словом; небольшой, чаще лиственный лес. (Роща.)

— Звук [Щ'] твёрдый или мягкий? (Мягкий.}

— Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А.) (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЩА.)

— Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща.}

— Расскажите правило. (ЧА и ЩА пишем с буквой А.)

— А как вы думаете, какую гласную нужно писать в соче­таниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.)

3. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 115).

— Прочитайте.

— Какую «работу» выполняют буквы И, А, У в буквосоче­таниях, а какую нет?

— Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание..

— Почему в буквосочетаниях ЖИ—ШИ пишется буква И?

— Почему в буквосочетаниях ЧА—ЩА пишется буква А,

а в буквосочетаниях ЧУ—ЩУ — буква У? Упр. 2 (с. 116).

— Прочитайте.

— Выполните задание самостоятельно.

— Прочитайте сведения о языке. . . -

— Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?

— Как пишутся сочетания ЧА-ЩА?

— Как пишутся сочетания ЧУ-ЩУ? Упр. 3 (с. 116).

— Рассмотрите рисунки.

— Назовите предметы.

— Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И.}

— Выполните задание.

— Прочитайте информацию на страничке для любозна­тельных.

— Что вы узнали?

V. Физкультминутка

Встали пчёлки в хоровод.

(Поворот вокруг себя.)

В барабан ударил кот.

(Кнопки в ладоши.}

Стали мыши танцевать,

(Пританцовывают.}

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Так, что начала дрожать

(Наклоны.}

Вся земля, вся земля. . ,- - - •

(Рывки руками.)

VI. Закрепление изученного материала "' 1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 117).

— Прочитайте.

— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ ылиШИ.}

— Выполните задания.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите бук­восочетания в каждом из этих слов.

— Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

Словарная работа

— Оттадайте загадку.

Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Машины.)

— Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

— Придумайте предложение с этим словом.

3. Работа по учебнику Упр. 5 (с. 117).

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ—ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правиль­ном порядке. Упр. 6 (с. 118).

— Прочитайте.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

Запись под диктовку

У Яши живёт кот Рыжик. Он пушистый. На лапках тёмные пятна. Рыжик любит играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ—ШИ.

VII. Рефлексия

Картинный диктант

(Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают сло­ва: снежинка, ёжики, ужи, часы, кувшин, щука и т. д.)

— Подчеркните орфограммы.

— Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

— Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

— Кому ещё нужно потренироваться?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации